Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

meissen

Революционные выставки в Русском музее, пеликан и все-все-все

В Колыбели трех революций продолжают праздновать год экологии. В корпусе Бенуа сейчас открыто сразу 2 выставки.

Искусство в жизнь. 1918–1925 до 27 ноября
Первый зал совершенно великолепен - в нем собраны эскизы украшения Петрограда к революционным праздникам. Здесь и триумфальные арки, и ампирные связки символических предметов, и самые новейшие на тот момент опыты с формами и цветом. Это впечатляет. Похожая выставка была когда-то в Музее Авангарда. Есть на выставке в Русском и несколько моделей к временным скульптурам титанов политики и искусства. Для советов важно было не только снести неправильные памятники, но и заполнить пространство правильными -
Робеспьером, Некрасовым, Халтуриным, Радищевым, Достоевским, Шопеном и так далее по плану монументальной пропаганды. Торопились поставить - в бетоне, но быстро, и следы спешки заметны, но эта гонка во многом и сформировала советский неоклассицизм, к которому глаз уже привык. Тем интереснее взглянуть на начало. Например, обнаженный титан Ибсен с валуном на плече это что-то с чем-то (как понимаю, так и остался проектом). На этом фоне полотенчики с Троцким и подносы с палеховскими парт ячейками воспринимаются как курьезы не более.

Агитационный фарфор и сам по себе курьезен несоответствием монументальной идеи совершенно частной уютной форме. Но именно к этому контрасту у меня особая слабость. Фотографировать на временных выставках нельзя, но к счастью в корпусе Бенуа есть галерея фарфора, стекла и керамики. Вот там имеются экземпляры не хуже и даже копии взятых на выставку экспонатов. Галерея идет от Врубеля (и начинается с его работ) и до конца XX века. Агитационные тарелочки все же самые задорные.

Только посмотрите, что со шрифтами творили:



Collapse )
meissen

8. Дельфы: Аполлон и Дионис

От Афин до Дельф довольно далеко, так что день посвящен им целиком и полностью. Идеальное время для экскурсий, конечно, весна и осень, потому что летом, пока доберешься, станет не просто жарко, а очень жарко. Я к этой поездке особо не готовилась, поэтому экскурсия оказалась полной противоположностью Акрополю - вообще всё не так, как я себе представляла. Дельфы, определенно, самый сильный аргумент в пользу чтения чего-то посерьезнее путеводителя, хотя бы и Павсания. Потому что разом охватить внутренним взглядом разом и политическое, и культовое и художественное значение комплекса непросто.



Виды ближе к горам очень хороши. Это, кстати, тот самый Парнас. Любопытно, что когда-то я жила совсем рядом с Парнасом Шуваловским - насыпной горой в парке графа Шувалова, с которой в хорошую погоду видно Искаиевский собор (честно-честно, было видно в начале девяностых).

Collapse )

________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10.Почта и котики
meissen

7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды

Музей вырос из частной коллекции древнего искусства и одним из пожертвований стал особняк прямо напротив того самого Лицея. Идти туда стоит, потому что экспонатов не так много , как в государственных музеях, но зато поданы они очень интересно. Ну и собственно кикладские идолы, о которых мы поговорим чуть ниже.

Через 30 лет пор коллекция уже перестала помещаться в домике-прянике и за ним незаметно пристроили вполне современный комплекс в пять этажей. В старом здании сейчас размещают временные выставки современного искусства. Возможно, нам так не повезло, но экспозиция, на порядок слабее восхитительных эклектичных интерьеров. Вот одна из выставок, которые шли тогда в музее (правда, в новом здании) - античные шедевры и рядом современные произведения на тему. По мне так полное "унесите пудинг". То ли дело шутки Фабра в интерьере Эрмитажа, вот это было славно.



Collapse )
____________________________________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики
meissen

3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре

Не так давно в Эрмитаже гостила архаическая кора, которая произвела на меня сильное впечатление. Еще мне очень понравился ролик про новый музей Акрополя, выглядел он прямо как мечта. Так вот, он действительно великолепен! Просто идеальный археологический музей: четкая концепция, удобный доступ ко всем экспонатам, современное здание, выстроенное под конкретную коллекцию. Это функционально и очень красиво.



Строилось новое здание долго: сначала выбирали проект, потом пришлось решать, что делать с открывшимися при закладке фундамента древностями. Решили музей приподнять и открыть раскопки для посетителей, а все находки выставить. Удачное (и трудоемкое) решение:
Collapse )
_________________________________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики
meissen

2. Археологический музей

Практически каждый экспонат этого музея - мировая звезда, чье фото опубликовано в тысяче книг. Это то, что мы знаем об античности, первая четверть любой истории искусства, моды, культуры, начало всего, включая наши представления о прекрасном, даже если применяем мы их к абстрактной живописи (которая завяла бы от зависти рядом с некоторыми архаическими горшками).

В здании XIX века музею явно тесновато, потому что коллекция продолжает пополняться. Например, в архаике красуется клад, обнаруженный в 1990-х таможенниками. Дознаться, где его выкопали так и не удалось, но сохранность предметов поразительная. Организована экспозиция довольно старомодно в плане витрин и освещения. Особенно это очевидно после посещения музея Акрополя. Впрочем, нечего капризничать, знаменитости ждут вас в каждом зале.



Collapse )

сайт Национального Археологического музея в Афинах
_________________________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики
dogbert

Август

Fiction
1. Лиана Мориарти "Верные, безумные, виновные" - пост
2. сб. "Голоса чертовски тонки. Новые истории из фантастического мира Шекспира"

Non-fiction
3. Уильям Дерезевиц "Уроки Джейн Остин. Как шесть романов научили меня дружить, любить и быть счастливым" - пост
4. Мишель Пастуро "История цвета. Синий", "История цвета. Черный"
5. Энн Холландер "Взгляд сквозь одежду" - пост
6. Ирина Опимах "Художницы, музы, меценатки"

Detective
7. Ю Несбё "Жажда" - пост о серии
8. Доминик Сильвен "Тени и солнце" - пост о серии
9. Дэвид Болдаччи "Абсолютная память", "Последняя миля" - пост
10. Джулиан Седжвик "Черный дракон"

Sci-fi/Fantasy
11. Кира Измайлова "Алийское зеркало"
12. Джон Скальци "Люди в красном" - пост
meissen

Всё глазки да лапки, глазки да лапки

В продолжение поста про выставку "Модерн" несколько фото из закрытого (коммерческое помещение с пропускным режимом), но приведенного в отличное состояние парадного. Первое, что поражает при входе, это лифт - он похож на беседку или бутон:



фрагмент декора дверей: Collapse )

У меня слабость к "неодинаковым" домам, у которых есть свое настроение. Тут, конечно, модерн вне конкуренции. Иногда и панельную новостройку удается обжить до какого-то genius loci, но, согласитесь, единое художественное решение и витражи как-то быстрее и роскошнее. Хотя, кстати, не всегда дело именно в роскоши. Например, вот на таком вполне скромном доме над входной дверью примостилось латинское приветствие:

Collapse )

и уже как-то культурно и веселее.
meissen

Выставка "Петербургский модерн" в музее истории города

Наконец добралась до выставки в Инженерном доме Петропавловки. В коллекции музея намного больше предметов эпохи модерн, но это точно самая большая их выставка за всё время. Оберегая экспонаты, в залах свет включается только по датчикам движения, и то платьев из довольно большого фонда выставлено всего четыре. А ведь это очень интересно - гардероб не царский или фрейлинский, как у Эрмитажа, а платья горожанок, хотя, конечно, состоятельных. В любом случае, приятно было увидеть вживую роскошный воротник и других героев каталога "Магия бисера". Но это я тороплюсь, конечно. Костюм и плакат - в последнем зале. До этого столовый и интерьерный фарфор, бесподобный зал света, изразцы, мебель и проекты зданий и интерьеров - малая часть воплощенные и гораздо больше оставшихся на бумаги. А могли бы иметь эдакого Гауди в районе Стрельны. Даже жаль. В зале света стоит задержаться подольше - там настроено поочередное включение ламп в люстрах в виде колокольчиков, кошки с изумрудными глазами (!), бутонов в руках феи и так далее. Пусть модерн властвовал в Петербурге недолго, но концепция направленного освещения, светового зонирования, игры с цветом и формами, пришла через этот стиль (раз уж они так удачно родились примерно в одно время с электрической лампочкой).

20170724_142130[1]

Прекрасный мир изысканных мелочей, в котором пусть и ценились ирисы, но только очень культурные, послушно изогнутые по тарелкам или браслетам. Вот так посмотришь, и сразу захочется в музей авангарда. Впрочем, и у Матюшиных имелся вполне буржуазный огромный сервиз с синими цветами, о чем мне теперь доподлинно известно, но про это в следующем посте.

Выставка "Петербургский модерн" открыта до 31 октября 2018 года, посещение стоит подгадать к экскурсии - в будние дни в 13 и 15 часов, в выходные - в 14 часов.

Каталог, как обычно, хорош и заслуживает пристального внимания (цена 800 рублей). В нем есть несколько предметов, которые по тем или иным причинам за последние полгода покинули выставку (платья и обувь в силу строгости режима хранения, пара фарфоровых голубков не вписалась, несмотря на соответствующее происхождение и т.п.).
kyoto

Выставка "За гранью воображения" в музее Кремля

Невозможно не сравнивать кремлевскую выставку с эрмитажным "Совершенством в деталях" - там и там частная коллекция, там и там предметы эпохи Мейдзи - призовые, экспортные по большей части, и поразительные по мастерству. Признаюсь, что кремлевская мне понравилась больше. Хотя на ней выставлено всего 82 предмета, зато она не похожа на заставленную лавку антиквара. Каждый экспонат выставлен со всем уважением к его красоте. В витринах много воздуха, многие двойные, так что резные экраны или вазы можно рассмотреть с обеих сторон. Так действительно приятнее. И главное, в коллекции Халили много потрясающе красивых кимоно! Рыжий и зеленый бамбук вышит так, что практически видно, как он гнется на ветру, вот по зеленому кимоно с Фудзи движутся герои классического романа, а вот разворачиваются по подолу и рукавам китайские свитки, демонстрируя образованность и тонкий вкус хозяйки. При всем удивлении от металла и эмали (как сделано!), кимоно добавляют выставке изящества.

Фотографировать на выставке нельзя, поэтому рекомендую страницу на сайте музея и репортаж телеканала Культура:



Кроме развернутых пояснений к экспонатам (в том числе, комментариев к сюжетам, которых сильно не хватало на эрмитажной выставке), есть каталог. И он снова отличается в лучшую сторону. Во-первых, ценой - за том в твердой обложке с матовыми страницами просят 2500. Это как за Серова или Серебрякову в Третьяковке. Во-вторых, подачей - у каждого номера достаточно пространства на странице, чтобы насладиться его красотой. Многие кимоно получили даже не одну, чтобы разглядеть обе стороны и подкладку. Ну и верстка стильная - Collapse )

Выставка продлится до 1 октября
kyoto

Эпоха Мейдзи в книге и в Эрмитаже

2 апреля в Эрмитаже закрылась выставка "Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи". Шла она с ноября, за это время я успела побывать на ней с разными компаниями 4 раза, но все никак не получалось описать увиденное.

Первое посещение просто ошеломило: целый зал с галереей в бывших конюшнях плотно заставлен красивыми вещами, каждая из которых могла бы заполнить собой комнату, надолго притянув взгляд. На второй раз стало заметно, что вещи в коллекции (а это именно частная коллекция, собранная достаточно недавно причем) породистые, призовые, победители национальных выставок, экспонаты международных. В третий раз бросилось в глаза, как настойчиво чуть ли не в каждом втором экспонате металл прикидывается керамикой, керамика деревом или металлом, вышивка - гравюрой и так далее. Выступили из общего месива цвета и форм диковинки вроде искусно инкрустированных гард, которые даже близко никогда не лежали к мечам, зато хорошо шли у западных коллекционеров. Или что перламутровые и нефритовые львы играют на вполне европейского вкуса шкафу, места для которого не было в японском доме, зато, если пройти по залам с французской мебелью, в нем безошибочно узнается наследник шинуазери стиля. А вот проход по комнатам японского искусства на третьем этаже, замечу, будет бесполезен, потому что там кроме ширмы XVII века в основном артефакты того же периода Мейдзи.

Представления о том, что происходило в эпоху Мейдзи, помимо того, что где-то там случился Рурони Кеншин, у меня были довольно поверхностными. Так что я вооружилась книгой Александра Мещерякова Император Мэйдзи и его Япония. Она охватывает не только период 1868-1912, а начинается с первого года жизни императора и проходит по году на главу: от неприятного момента, когда Япония обнаружила, что она не центр мира, а беспомощная маленькая страна, которой сейчас при помощи превосходящего вооружения будут причинять цивилизацию, до появления на арене крупного хищника, выигравшего русско-японскую и прямым ходом направляющегося к Хиросиме. Для этого из жителей разных княжеств надо было стать японцами и ответить себе, чем японцы отличаются от всех остальных. У правительства, заправлявшего реформами, смелость в игре "Цивилизация" была такая, надо сказать, как будто им к реальной стране выдали кнопку сохранения и бэкап. И искусство в этом осознании нации и ее представления сыграло не последнюю роль - от портретов императора до экспортной керамики.

Если держать это в уме, выставка становится и понятнее, и логичнее. Можно даже на глазок определять, в какие годы сделано: в самую мясорубку все больше уникальная (ну как же, 4 ярко выраженных сезона, нигде такого нет) природа, вот реабилитировали самурайский дух, и понеслись пылесборники с одоспешенными героями и сервизы с 47 ронинами и так далее.


Это промо каталога, но за такие деньги (4 тома за 7800 р.) я как-то не осилила.

Большой видеоэкскурс в японское искусство и обсуждаемую выставку

(ссылкой, если видео не запустилось)

Бонус
Александр Мещеряков видеолекция "Открытие Фудзи"
Беседа с Александром Мещеряковым по поводу книги на Постнауке