Category: искусство

Seoul2019

4. Театр в Эпидавре

Летом в Афинах и Эпидавре проходит театральный Греческий фестиваль. Спектакли (древнегреческие трагедии по большей части) играют прямо в Одеоне у Акрополя и в древнем театре в Эпидавре. Кстати, в Одеоне показывали "Царя Эдипа" Вахтанговского театра (и поэтому он странновато выглядел, например, в коробке сцены Александринки). Мы выбрали "Персов" Эсхила Aris Biniaris – Cyprus Theatre Organisation в Эпидавре.



Прилично сохранившихся театров в Греции довольно много, поэтому осматривали мы их уже не раз и не два. Но между туристическим посещением и настоящим спектаклем огромная разница. В первом случае ты смотришь днем на пустые места, скачешь себе, куда ногу удалось поставить. Во втором случае, вместе с сотнями людей ищешь себе место, устраиваешься, любуешься природным "задником", который открывается именно зрителю, вместе с другими ждешь начала и аплодируешь особенно удачным местам. Да, и туристу видно, что театр соразмерен, красив, можно проверить акустику, но когда театр "дышит", а звук идет осмысленный, а не проверочный, это намного больше впечатляет. Настолько, что уже не так важно, что показывают на сцене.

Collapse )
______________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики
Seoul2019

3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре

Не так давно в Эрмитаже гостила архаическая кора, которая произвела на меня сильное впечатление. Еще мне очень понравился ролик про новый музей Акрополя, выглядел он прямо как мечта. Так вот, он действительно великолепен! Просто идеальный археологический музей: четкая концепция, удобный доступ ко всем экспонатам, современное здание, выстроенное под конкретную коллекцию. Это функционально и очень красиво.



Строилось новое здание долго: сначала выбирали проект, потом пришлось решать, что делать с открывшимися при закладке фундамента древностями. Решили музей приподнять и открыть раскопки для посетителей, а все находки выставить. Удачное (и трудоемкое) решение:
Collapse )
_________________________________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики
Seoul2019

2. Археологический музей

Практически каждый экспонат этого музея - мировая звезда, чье фото опубликовано в тысяче книг. Это то, что мы знаем об античности, первая четверть любой истории искусства, моды, культуры, начало всего, включая наши представления о прекрасном, даже если применяем мы их к абстрактной живописи (которая завяла бы от зависти рядом с некоторыми архаическими горшками).

В здании XIX века музею явно тесновато, потому что коллекция продолжает пополняться. Например, в архаике красуется клад, обнаруженный в 1990-х таможенниками. Дознаться, где его выкопали так и не удалось, но сохранность предметов поразительная. Организована экспозиция довольно старомодно в плане витрин и освещения. Особенно это очевидно после посещения музея Акрополя. Впрочем, нечего капризничать, знаменитости ждут вас в каждом зале.



Collapse )

сайт Национального Археологического музея в Афинах
_________________________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики
лорнет

Театральный сезон 2016/2017

В начале нового сезона традиционный пост со списком увиденного в сезоне прошлом. Развернутых отзывов я обычно не пишу, но всегда готова к обсуждению в комментариях.

Если рядом со спектаклем проставлен год, значит, я смотрела его свежим.
Если название выделено жирным, значит, спектакль мне особенно понравился и я его всячески рекомендую.
Если название зачеркнуто, значит, мне особенно жалко потраченного времени.

Collapse )
Seoul2019

Всё глазки да лапки, глазки да лапки

В продолжение поста про выставку "Модерн" несколько фото из закрытого (коммерческое помещение с пропускным режимом), но приведенного в отличное состояние парадного. Первое, что поражает при входе, это лифт - он похож на беседку или бутон:



фрагмент декора дверей: Collapse )

У меня слабость к "неодинаковым" домам, у которых есть свое настроение. Тут, конечно, модерн вне конкуренции. Иногда и панельную новостройку удается обжить до какого-то genius loci, но, согласитесь, единое художественное решение и витражи как-то быстрее и роскошнее. Хотя, кстати, не всегда дело именно в роскоши. Например, вот на таком вполне скромном доме над входной дверью примостилось латинское приветствие:

Collapse )

и уже как-то культурно и веселее.
meissen

Выставка "Петербургский модерн" в музее истории города

Наконец добралась до выставки в Инженерном доме Петропавловки. В коллекции музея намного больше предметов эпохи модерн, но это точно самая большая их выставка за всё время. Оберегая экспонаты, в залах свет включается только по датчикам движения, и то платьев из довольно большого фонда выставлено всего четыре. А ведь это очень интересно - гардероб не царский или фрейлинский, как у Эрмитажа, а платья горожанок, хотя, конечно, состоятельных. В любом случае, приятно было увидеть вживую роскошный воротник и других героев каталога "Магия бисера". Но это я тороплюсь, конечно. Костюм и плакат - в последнем зале. До этого столовый и интерьерный фарфор, бесподобный зал света, изразцы, мебель и проекты зданий и интерьеров - малая часть воплощенные и гораздо больше оставшихся на бумаги. А могли бы иметь эдакого Гауди в районе Стрельны. Даже жаль. В зале света стоит задержаться подольше - там настроено поочередное включение ламп в люстрах в виде колокольчиков, кошки с изумрудными глазами (!), бутонов в руках феи и так далее. Пусть модерн властвовал в Петербурге недолго, но концепция направленного освещения, светового зонирования, игры с цветом и формами, пришла через этот стиль (раз уж они так удачно родились примерно в одно время с электрической лампочкой).

20170724_142130[1]

Прекрасный мир изысканных мелочей, в котором пусть и ценились ирисы, но только очень культурные, послушно изогнутые по тарелкам или браслетам. Вот так посмотришь, и сразу захочется в музей авангарда. Впрочем, и у Матюшиных имелся вполне буржуазный огромный сервиз с синими цветами, о чем мне теперь доподлинно известно, но про это в следующем посте.

Выставка "Петербургский модерн" открыта до 31 октября 2018 года, посещение стоит подгадать к экскурсии - в будние дни в 13 и 15 часов, в выходные - в 14 часов.

Каталог, как обычно, хорош и заслуживает пристального внимания (цена 800 рублей). В нем есть несколько предметов, которые по тем или иным причинам за последние полгода покинули выставку (платья и обувь в силу строгости режима хранения, пара фарфоровых голубков не вписалась, несмотря на соответствующее происхождение и т.п.).
kyoto

Эпоха Мейдзи в книге и в Эрмитаже

2 апреля в Эрмитаже закрылась выставка "Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи". Шла она с ноября, за это время я успела побывать на ней с разными компаниями 4 раза, но все никак не получалось описать увиденное.

Первое посещение просто ошеломило: целый зал с галереей в бывших конюшнях плотно заставлен красивыми вещами, каждая из которых могла бы заполнить собой комнату, надолго притянув взгляд. На второй раз стало заметно, что вещи в коллекции (а это именно частная коллекция, собранная достаточно недавно причем) породистые, призовые, победители национальных выставок, экспонаты международных. В третий раз бросилось в глаза, как настойчиво чуть ли не в каждом втором экспонате металл прикидывается керамикой, керамика деревом или металлом, вышивка - гравюрой и так далее. Выступили из общего месива цвета и форм диковинки вроде искусно инкрустированных гард, которые даже близко никогда не лежали к мечам, зато хорошо шли у западных коллекционеров. Или что перламутровые и нефритовые львы играют на вполне европейского вкуса шкафу, места для которого не было в японском доме, зато, если пройти по залам с французской мебелью, в нем безошибочно узнается наследник шинуазери стиля. А вот проход по комнатам японского искусства на третьем этаже, замечу, будет бесполезен, потому что там кроме ширмы XVII века в основном артефакты того же периода Мейдзи.

Представления о том, что происходило в эпоху Мейдзи, помимо того, что где-то там случился Рурони Кеншин, у меня были довольно поверхностными. Так что я вооружилась книгой Александра Мещерякова Император Мэйдзи и его Япония. Она охватывает не только период 1868-1912, а начинается с первого года жизни императора и проходит по году на главу: от неприятного момента, когда Япония обнаружила, что она не центр мира, а беспомощная маленькая страна, которой сейчас при помощи превосходящего вооружения будут причинять цивилизацию, до появления на арене крупного хищника, выигравшего русско-японскую и прямым ходом направляющегося к Хиросиме. Для этого из жителей разных княжеств надо было стать японцами и ответить себе, чем японцы отличаются от всех остальных. У правительства, заправлявшего реформами, смелость в игре "Цивилизация" была такая, надо сказать, как будто им к реальной стране выдали кнопку сохранения и бэкап. И искусство в этом осознании нации и ее представления сыграло не последнюю роль - от портретов императора до экспортной керамики.

Если держать это в уме, выставка становится и понятнее, и логичнее. Можно даже на глазок определять, в какие годы сделано: в самую мясорубку все больше уникальная (ну как же, 4 ярко выраженных сезона, нигде такого нет) природа, вот реабилитировали самурайский дух, и понеслись пылесборники с одоспешенными героями и сервизы с 47 ронинами и так далее.


Это промо каталога, но за такие деньги (4 тома за 7800 р.) я как-то не осилила.

Большой видеоэкскурс в японское искусство и обсуждаемую выставку

(ссылкой, если видео не запустилось)

Бонус
Александр Мещеряков видеолекция "Открытие Фудзи"
Беседа с Александром Мещеряковым по поводу книги на Постнауке
Seoul2019

Пасьянс с Наполеоном

Когда зимой мы гуляли по Генеральному штабу, то во французской живописи меня заинтересовал наполеоновский цикл. И если к пафосным сценам вроде "Прощание Наполеона с Александром I в Тильзите" (1807) я была вполне готова, то сцены с картин Франсуа Фламенга меня сильно удивили. Тут очень важно понимать, что картины создавались намного позднее изображенных событий. Так что это вполне осознанный (и немного ностальгический) взгляд в прошлое.

Вот Наполеон и его гости резвятся на "Приеме в Мальмезоне в 1802 году" (написано в 1894):


Так что я тут же решила выяснить, что это за Мальмезон такой. Тем более, оказлось, что у моего любимого автора научпопа про французскую историю, Сергея Нечаева, есть книга "Нравы Мальмезонского дворца". Фактически это история брака с Жозефиной с цитатами из Ги Бретона (специалиста по тому, кто с кем спал и как именно от древних до последних королей Франции). Над Бретоном-то автор иронизирует, но цитаты довольно обширные. Зато книга полностью отражает взгляд, которым видел биографию Наполеона Фламенг: Collapse )
Seoul2019

Воскресенье в Эрмитаже: солнце, Фабр, Венеция, Фортуни

Одновременно с нами в музее было солнце. Солнце в выходной это в Петербурге уже праздник, а когда оно освещает экспонаты Эрмитажа, тем более. Это моя любимая рубрика в инстаграме музея, и хотя мне до их фотографа далеко, было трудно удержаться.



Кроме обязательной уже для гостей города выставки "Искусство эпохи Мейдзи" решили насладиться сегодня итальянской живописью. Пока добирались, с удовольствием посмотрели Фабра. Collapse )
В зале Леонардо мы удачно разминулись с огромной китайской экскурсией - они отправились к другим шедеврам по списку, а мы свернули в "Венецию". В одиночестве прогулялись по чудесным освещенным солнцем залам, навестили мою любимую "Юдифь" Джорджоне:



Ах какие в этой анфиладе краски, какие ткани и наряды - сразу вспомнила выставку Фортуни. Ткани в эрмитажной коллекции тоже есть:



А у выставки "Волшебник из Венеции" (до 13 марта!) наконец вышел каталог - твердый переплет, 1500 рублей, всего 1000 экземпляров. Так что очень рекомендую не откладывать, а заказать онлайн на сайте эрмитажного магазина, как только он там появится (там есть доставка в другие города и возможность самовывоза из магазина в Генеральном штабе).

Внутри несколько статей про мастера с разных точек зрения, часть старинных фотографий, которые показывали на выставке и великолепные снимки экспонатов. Красный дельфос, например, занимает 2 разворота во всех деталях. К фотографиям на манекене по возможности добавлены исторически снимки женщин в костюмах из мастерской Фортуни. Покажу несколько страниц:



Collapse )

Помимо прочего в каталоге есть история про то, что было дальше с фабрикой Фортуни. В 1945 остров, где она была расположена, пострадал от бомбежки союзников, еще раньше были проблемы с экспортом - ведь предназначена продукция была для Франции, Англии и США. После смерти мастера в 1949 у Генриетты просто не было средств продолжить дело мужа. Созданное с таким трудом и изобретательностью производство могло стать историей. Этого не случилось благодаря Элси Мак-Нил, затем графине Ли Гоцци.



Еще в 1927 в Париже она влюбилась в ткани Фортуни и уговорила дать ей эксклюзив на продажу продукции фабрики в США. Дальше начинается настоящая мелодрама: узнав о смерти Фортуни, чета Мак-Нилов собирается лететь в Венецию, чтобы принести соболезнования Генриетте и поддержать ее. Но в ночь перед отъездом Альфред Мак-Нил погибает в автомобильной аварии. Элси все-таки приезжает в Венецию, но она не готова обсуждать дела и тем более принимать бразды правления фабрикой, на чем настаивает вдова. Элси отправляется в свой летний домик, но Генриетта следует за ней: кто еще, кроме Элси, вникнувшей во все тонкости, деловой и при этом разделяющей страсть супругов Фортуни, сможет справиться с предприятием? Две вдовы сговорились и фабрика получила второй шанс. Правда, с 1952 и до настоящего дня "Фортуни" выпускает только отделочные ткани. Элси по полгода живет в Венеции, затем выходит замуж за графа Ли Гоцца, с безупречным вкусом контролирует художественную часть и твердой рукой ведет деловую.

В конце 80-х эстафету принимает управляющий графини, Магед Рияд. Снова речь идет не столько о бизнесе, сколько о сохранении и развитии наследия, о большой ответственности и о любви. Элси удалось найти достойного приемника и уговорить его, фабрика продолжает работу под руководством двух его сыновей и продолжает не только подражать прошлому, но и создавать новое. Например, в 2015 выпустили коллекцию тканей, вдохновленных востоком, - Лисья свадьба.

...И хотя платья эти не были настоящими старинными, в которых женщины нашего времени слишком уж похожи на костюмированных, так что их лучше, пожалуй, хранить для коллекции (я, впрочем, подыскивал и такие для Альбертины), они однако лишены также холодности, свойственной поддельным, псевдостаринным вещам. Подобно декорациям Серта, Бакста и Бенуа, которые в то время воссоздавали в русских балетах излюбленные эпохи искусства - при помощи произведений искусства, пропитанных их духом и тем не менее оригинальных, - эти платья Фортюни, верные старине, но ярко оригинальные, вызывали, еще даже с большей силой внушения, чем декорации, - ибо декорации оставляли простор для фантазии, - Венецию, всю загроможденную Востоком, где их надо было бы носить, Венецию, которой они были раздробленными, таинственными и восполняющими красками, вызывая представление о солнце и близких чалмах лучше, нежели какие-нибудь мощи в раке Святого Марка. Все погибло от той эпохи, но все возрождалось, воссозданное, чтобы объединить между собой эти наряды роскошью пейзажа и бурлящей жизнью, появлением там и сям уцелевших тканей догаресс.
Марсель Пруст, Пленница

Эта цитата из романа приведена в каталоге. но я вряд ли приняла бы ее близко к сердцу, если бы не прогулка в солнечный день по венецианской анфиладе.
dogbert

Январь

Fiction
1. Ханья Янагихира "Маленькая жизнь" - пост
2. Мария Галина "Малая Глуша"

Non-fiction
3. Михаил Пиотровский "Мой Эрмитаж"

Detective
4. Susan Wittig Albert "The Tale of Hawthorn House", "The Tale of Briar Bank", "The Tale of Applebeck Orchard" - пост

Sci-fi/Fantasy
5. Вернон Виндж "Глубина в небе" - пост
6. Роберт Ибатуллин "Роза и Червь"

Collapse )