Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Category:

Жоэль Диккер “Правда о деле Гарри Квеберта”

Обычно я пишу посты о книгах, чтобы поделиться удовольствием и предложить разделить его. Но не в этот раз, сейчас мне хотелось бы обсудить прочитанное, потому что роман оставил у меня ощущение недоумения.

На случай, если вы, как я, любите спойлеры до прочтения, то пару слов о сюжете. Молодой писатель Маркус Гольдман впадает в творческий ступор и едет к своему университетскому преподавателю и наставнику по ремеслу, чей роман уже считается классикой (только один из всех, но ведь считается). Прогулки по маленькому уютному городку на берегу океана не помогают, и молодой писатель едет обратно в Нью-Йорк, навстречу судебному иску от издателя. И тут в саду писателя старого находят труп. Маркус едет сначала просто разобраться, потом написать документальную книгу о расследовании. Как водится, пока выясняют, кто убил Лору Палмер, то есть Нолу, на свет вытаскивают немало тайн разной степени мрачности.

По моему мнению, детективом роман считать нельзя, потому что автор бессовестно мухлюет. По правилам нужно дать читателю все подсказки, и уже вопрос искусства, запутать их так, чтобы читатель догадался всего на пару глав раньше сыщика. Узнать правду о матери Нолы или о шофере мы никак не могли. Но загадка даже не в том, кто убийца, а в гениальной краже и еще в одном обстоятельстве.

Тут будет небольшое отступление. Персонажи и место действия выглядят настолько знакомыми, что глаза закатить хочется: университетские умники, которые хотят написать гениальный роман (каждый свой), жители маленького американского городка — от добряка шерифа и хозяйки закусочной до библиотекаря и настырного детектива — мы как будто всех где-то их видели. Так вот, автор сам швейцарец и роман сперва вышел в Европе, а уж потом в штатах. А сериал (неплохой, кстати) снимали в Канаде. Так что да, типажи прямиком из “заграничной жизни” — из других книг и сериалов.

Ну вот теперь точно можно испортить удовольствие, если вы роман не читали.

Главная загадка романа для меня — это почему не выстрелило самое большое и заметное сюжетное “ружье”? Речь о характере Маркуса. Давайте признаем, Маркус Гольдман — самовлюбленный говнюк. Мы узнаем это от него самого, когда он рассказывает про школьные и университетские годы. Казалось бы, автор готовит нам трюк с ненадежным рассказчиком. Ненадежным, но хорошо вооруженным печатным словом. Но всю дорогу он ведет себя, как бойскаут, даже искренне удивляется, что люди могут лгать и быть не теми, кем кажутся. Хотя уж про казаться “Великолепный” должен был бы знать всё. Что же, возможно, у нас тут нравственное перерождение? Так ведь тоже нет. После расследования бок о бок с благородным детективом Маркус все равно поступает подленько — покрывает кражу и продолжает жить, как ни в чем ни бывало. В результате смысла в “изюминке” рассказчика нет. Все равно как сделать сыщиком чемпиона по биатлону и провести все расследование в кегельбане.

Следующая загадка — была ли любовь? Я вижу это так: Нола и Дженни были влюблены в свою мечту о другой жизни, которую для них олицетворял писатель(!) из Нью-Йорка(!). Пусть он на самом деле и был учителем, автором единственной книги, изданной за свой счет, у которого вот-вот кончатся деньги на аренду красивого дома на берегу океана. Гарри был влюблен в юность и свежесть, в надежду. Лютер был влюблен в невозможное, в прошлое, которого у него не было. Маркус влюблен в себя и свой успех. Мне кажется, во всей этой компании только Боб искренне любит своих жену и дочь. Остальные гоняются за миражами и сосредоточены на себе.

Но любовь — тем более вечная — это же так красиво. И правда о Гарри Квеберте в том, что он крадет эту любовь вместе с романом. Он присваивает себе не только текст, но и чувства. Ведет себя так, как будто это его жизнь осветило ими. Да, роман с Нолой был у него, но этот роман не не поднял чувства Гарри до искусства, не стал образцом для других, не принес бы славы, разве что судебное преследование, девица-то хоть и набивалась ему в музы, а все-таки несовершеннолетняя.

Тут возникает уже знакомый парадокс: если сделать героя гениальным художником, актером или музыкантом, читатель поверит на слово. Но стоит сделать его гениальным поэтом или писателем, то сразу изволь предъявить гениальность. И уж чего нет в многочисленных отрывках про “милую Нолу”, так это гениальности — ни образности, ни даже просто читабельности. Можно поверить, что это написал страдающий и тоскующий Лютер, но невозможно поверить, что этот поток сиропа стал бестселлером и классикой при живом авторе. Собственно, градус страдания в тексте и чайки — те улики, которыми честно делится автор. Неплохо было бы еще намекнуть, что художник Лютер ходил на писательские курсы или хоть читал много. Тогда, конечно, шансов догадаться, что Гарри вор, было бы побольше.

У меня это прочиталось как история про любовь и талант, и что если их нет, то они хороши настолько, что их можно даже украсть, лишь бы были. Но что-то я не готова поручиться, что автор именно это имел в виду. Возможно, он действительно писал детектив в усредненном для бестселлера антураже (и тогда дело плохо, потому что см выше).
Tags: детектив, книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Премиальные русские романы 2019

    К маю я уже успела прочитать три русских романа и осталась ими довольна, потому что сжулила и взяла знакомых авторов, которые пока не подводили…

  • Книжные итоги года 2018

    полный список прочитанного в 2018 Книгой года для меня стала «Элинор Олифант в полном порядке» (перевод вышел в январе как раз). Конечно, тут…

  • Немертвые русские писатели 2018

    Слушай, ну зачем, а? Олег Ермаков "Радуга и вереск" - финалист Большой книги 2018 Главный герой, как водится в литературе определенного рода, -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments