?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

Британский музей

Лет в 8-10 мне ужасно нравились книги по археологии. Самые интересные объекты сопровождались пояснением "теперь он/она/оно в Британском музее". Да, империя, это когда ты просто не можешь привезти из поездки только магнитик. Чего уж там, большая часть того, что мы знаем о жизни древних египтян/ассирийцев/и т.п. основано на толковании экспонатов БМ. Да у них там Розетский камень стоит, о чем тут говорить. В каком-то смысле от БМ кругами расходится то, что мы знаем о прошлом культуры и о себе.

С момента получения визы, меня волновал только один вопрос: смогу или нет добраться до Британского музея. По счастью, моя начальница изучала когда-то скульптуру, так что часть "совещания" было решено провести в залах БМ. Оставалось три с половиной часа до закрытия музея (открыт с 10 до 17:30, вход бесплатный). Программа минимум включала древний Египет, фриз Парфенона, минойский зал, ассирийскую скульптуру и обстоятельное изучение книжно-сувенирного магазина.

20180627_161400

Египетская коллекция великолепна. Скульптура, спору нет хороша, но настоящие звезды - мумии с их роскошными саркофагами. Каждая мумия снабжена рентгеновским снимком и схемой расположения амулетов. А золоченые саркофаги в музейном магазине продаются в виде жестяных футляров с карандашами, конфетами или шоколадными мумиями внутри. Сувенир для людей с крепкими нервами :)

20180627_14215120180627_141044

20180627_14355020180627_143310

20180627_14294620180627_143157

Меня, как ни странно, больше впечатлили поздние саркофаги, а точнее, фаюмские. Я видела фаюмские портреты в альбомах, где показана только живописная часть. При этом манера настолько реалистична и так близка светской, например, тому же Возрождению, что как-то забываешь об изначальном предназначении портрета. Вид этой совершенно функциональной погребальной штуки на своем месте пересобирает что-то в голове.

Из всей Греции выбрали зал с фризом из Парфенона, который я начала смотреть еще в Музее Акрополя, а коллеги видели только на фотографиях. Основную часть составляют как раз мои любимые всадники, имеется здоровый кусок кентавромахии и некоторое количество обломков скульптур с фриза. Весь "греческий час" ушел на этот зал, о чем совершенно не жалею.

20180627_15210320180627_151317

Даже в поврежденном виде они вызывают у меня восторг. При всей ограниченности барельефа, взгляд легко досочиняет руки, ноги, одежды. Не удивительно, что несколько пластин забрали на временную выставку Родена. В этом домысливании камня они похожи. Чистое счастье. Трудно представить, что это совершенство в общем-то вряд ли было особо заметно снизу. При высоте фриза скорее должны были восприниматься не объемы, а линии, очерченные цветом.

Никакое другое греческое или римское искусство в меня в этот день не влезло, хотя где-то же стоит кариатида из Эрехтейона.

Портик "монумента Нереид" как раз иллюстрирует концепцию "нельзя так просто ограничиться магнитиком": Руины были обнаружены британским путешественником Чарльзом Феллоузом в начале 1840-х годов. Феллоуз отправил руины в Британский музей.

20180627_153513

Где-то на этом месте американские коллеги сдались и поехали в Хэрродс в поисках настоящего британского чаепития. Я же отправилась инспектировать минойский зал. Напомню, что Эванс был не такой и содержимое критских дворцов осталось в Греции. Таки да, в минойском зале БМ в основном керамика, например, пара ваз с прекрасными осьминогами, но в основном ничего крупного. Кстати, поиск по экспонатам дает представление о том, что помимо витрин с эффектными экспонатами есть еще закрома с черепками, и черепков намного больше.

Еще один час я провела в ассирийских залах. Представить только, что эти хозяйственные люди приволокли аж три комлпекта великолепных крылатых человеко-быков! У меня и при виде одного-то чуть родимчик не приключился от восторга. Иллюстрации, конечно, не дают представления. Да, шеду действительно выглядят надменно со своими завитыми в перфекционистские колечки бородами, но размер у них не подавляющий. Ну и забавно, что знаешь про "пятую ногу", а все равно вскрикиваешь от восторга, когда видишь своими глазами.

20180627_15371820180627_141414

Всё-таки совершенно другая эстетика у всех этих бородачей с крыльями и людей с птичьими головами. У нас-то в Эрмитаже всё больше клинопись, а картинки я видела довольно давно последний раз. Египетские фрески и рельефы кажутся на их фоне более жизнерадостными (при том, что изображают всё больше загробную жизнь) и человечными. По чесноку, нам просто не досталось бытовых сцен, потому что раскопали в приличном состоянии дворцы и храмы с барельефами, наполненными государственным пафосом, но как-то трудно представить пирушку с музицированием или сельхозработы в этом стиле.

20180627_15492320180627_155757

Хотя вот львиная охота (царя Ашшурбанипала, если кому интересно) очень живая: легко можно представить предыдущее и следующее движение агонизирующих львов, практически услышать звуки ярости и страдания. И все это на фоне статичных фигур и беспристрастных профилей охотников с завитыми бородами. Очень правдоподобное и очень жестокое зрелище, - глаз не отвести.

IMG_20180627_171815_41020180627_172758

Ровно за двадцать минут до закрытия музя я с легким головокружением вышла из музейного магазина и выпила вполне пятичасовой чай в демократичном музейном кафе (подносы, самообслуживанием, длинные столы с табуретками). Загадаю на следущий раз залы Рима и Римской Британии - а вдруг сбудется (хотя лучше бы не через двадцать лет, а побыстрее).
__________________________________________
1. Три вечерних прогулки по Вестминстеру
2. Три книжных прогулки
3. Тэмза, сэр
4. Британский музей

Темы:

Comments

( 8 комментариев — Комментировать )
diff
1 июл, 2018 11:37 (UTC)
А я в зале "нельзя ограничиться магнитиком" прям зависла в тяжелых думах об имперском воровстве. Насколько живо это все смотрелось под греческим небом среди зелени и на ярком солнце, а? Какого черта...
А с другой стороны - зато сохранилось, а там война...
ulsa
1 июл, 2018 11:44 (UTC)
В основном тащили в момент, когда турки там отбивали лица статуям и всякое такое. Конкретно "магнитик" уже был в разобранном состоянии, да и в Парфеноне додуматься сделать пороховой склад тоже надо еще было.

Но то, что египетская коллекция одна из роскошнейших, потому что везли без счету, это даааа. Даже мысли не возникало, что местным нужнее. Поэтому я так люблю Эванса, хотя его критские реконструкции небесспорны, но он хоть не грабитель, а энтузиаст.
kii_chan
1 июл, 2018 11:51 (UTC)
восторг!
очень хочу вернуться в Лондон ради музеев. первый раз ни в одном не была, только по улицам с утра до вечера ходила.
ulsa
1 июл, 2018 11:52 (UTC)
А как же музей Шерлока? Я помню, ты мне закладку оттуда привезла :)
kii_chan
1 июл, 2018 12:00 (UTC)
из сувенирного =) в сам музей стояла очередь до конца дома, я пожалела времени.
ulsa
1 июл, 2018 12:03 (UTC)
Будь моя воля, я бы только на БМ отвела весь день, ведь до Азии я даже не дошла, и до Рима со средними веками. 3 часа только на основные вехи Древнего мира ушло, и то мумии бегом...
masteriks
11 июл, 2018 17:20 (UTC)
С одной стороны древние ценности можно посмотреть, с другой стороны - они попали в Европу путем разграбления культуры народов, чтобы на этом зарабатывать.

ulsa
11 июл, 2018 17:42 (UTC)
вообще-то, вход в музей бесплатный, а научная работа ведется огромная, так что не для этого уж точно. ну и народы в это время были несколько заняты выживанием, прошлым интересовалась сытая и передовая во всем Англия.
( 8 комментариев — Комментировать )

Темы

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow