?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

В прошлые выходные все-таки удалось застать выставку "Энциклопедия текстиля" в Эрмитаже. Формально она состояла из двух частей: Реставрация и История.

Свет в залах приглушенный, чтобы не повредить тканям.


В свое время Эрмитаж выпускал pdf для свободной загрузке про реставрацию. Так вот, у некоторых костюмов, которые кажутся на витрине немного потертыми, исходное состояние было такое, что... ну в общем, они теперь с иголочки - аккуратной иголочки и соответствующей оригиналу ниточки, как этот мундир Петра I.


Очень хорошо, что их не оставили в оригинальных лоскутках и лохмотьях, а ведь когда-то считалось, что музейный текстиль не надо трогать вообще. Благодаря реставраторам можно с удовольствием смотреть на предметы, к которым вернулись узоры и большей частью краски, и испытать удовольствие от сочетания фактур, почти такое же, как сто и двести, а то и все четыреста лет назад.

На примере шпалер, гобеленов и декоративных вышивок это особенно четко понимаешь.


Текстиль это ведь не только платья, но еще и знамена, обувь и даже части доспехов. Вот это седло и упряж принадлежали Екатерине II:


Туфли, конечно, очень хорошенькие, и даже на устойчивом каблуке, но явно того периода, когда левый и правый предмет обуви делали одинаковым. Даже думать страшно, как такое разнашивать:


Есть и просто ткани именно как образцы тканей, каждый венецианский отрез вызывает в памяти чудесную выставку Фортуни. Понятно, почему техника тиснения на бархате его так завораживала.

Часть экспонатов можно было узнать по выставке придворного костюма (хотя она проходила в 2014, такую роскошь забыть трудно). Визитной карточкой той выставки были великолепные придворные "форменные" платья:





Ну и знаменитые маскарадные костюмы с "Русского бала" 1903 года, наряды которого знакомы всем, у кого была дома вот такая колода карт:


И несколько прекрасных платьев в стиле модерн в "бальной" витрине:

Учитывая количество пайеток, бисера и мелких деталей, многие потребовали внимания реставраторов.

Не всегда самые интересные экспонаты расшиты серебром или золотом или кружевами. Мимо коричневого строгого сюртука в зале реставрации легко пройти, а он, кстати, поднят с затонувшего корабля и приведен в приличный вид. Фото с сайта музея:
i_1m (250x324, 28Kb)
Не говоря уж о войлочных чулках из древнего кургана и тому подобных диковинах.

Ну и раз заговорили о диковинах - французское платье XVIII века (1730-1750). Одно дело, когда читаешь о фижмах и прочих каркасных штучках, другое дело возможность оценить габариты своим глазом. Скорее всего фижмы складные. А на спинке модная складка Ватто. Интересный контраст - складка эта добавляет непринужденность за счет свободных линий, но "непринужденность" будет последним словом, которое вспоминается при взгляде на эту юбку.


А вот к восточной ткани с изображениями, иллюстрирующими романтическую историю Лейлы и Меджуна (ну как романтическую,
там все умерли), чуть позже добавили оплечье и получилось богатое церковное облачение. Несколько двусмысленное, но только для музейных работников (и людей, внимательно читающих таблички).


Про облачение Ордена подвязки даже отдельное видео стримили, настолько много интересного осталось под плащем. В ролике показывают шляпу и чулки (которые просто не поместились на стенде), и как переливается серебряный глазет камзола и штанишек.


Посмотрите, какой щегольский редингот (1790) - даже безголовый маникен делает денди.


Роскошный придворный плащ рядом принадлежал Евгению Богарне, имевшему репутацию рыцаря без страха и упрека и единственного дельного человека в семействе. Я уже писала о Мальмезоне в Эрмитаже. Кроме купленных произведений искусства, была еще одна "волна" вещей Богарне. Семейные реликвии прибыли в Петербург вместе с младшим сыном Евгения - Максимилианом Лейхтенбергским, который женился на дочери императора Николая I Марии Николаевне.

Пчелы напоминают о личной эмблеме Наполеона:


Великолепная выставка, жаль, что удалось только один раз ее посмотреть.
-------------------------------------------------------------------------
Видео Эрмитажа по теме:
Реставрация тканей в Государственном Эрмитаже
Лаборатория научной реставрации тканей (без текста)
Костюм ордена подвязки (экспонируется на выставке)
Костюм в коллекции Эрмитажа
Кружева как часть имиджа
Коллекция шпалер
Реставрация текстильного декора Петровского зала
При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в коллекции Эрмитажа

Записи из этого журнала по тегу «эрмитаж»

  • Нефертари и Долина цариц

    В Манеже Эрмитажа, там же, где была большая выставка прикладного искусства эпохи Мейдзи. Поскольку мое увлечение египетской археологией…

  • Эпоха Мейдзи в книге и в Эрмитаже

    2 апреля в Эрмитаже закрылась выставка "Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи". Шла она с ноября, за это время я успела побывать на…

  • Пасьянс с Наполеоном

    Когда зимой мы гуляли по Генеральному штабу, то во французской живописи меня заинтересовал наполеоновский цикл. И если к пафосным сценам вроде…

Comments

( 4 комментария — Комментировать )
smeralda
6 ноя, 2017 08:58 (UTC)
Красотища какая! Вот бы, конечно, посмотреть одним глазком, как это живые люди носили:)
ulsa
6 ноя, 2017 21:55 (UTC)

Думаю, это уже никакая реконструкция в точности не воспроизведет - пластика у современного человека совсем другая. По костюмным сериалам наших дней видно :(

kii_chan
6 ноя, 2017 21:03 (UTC)
очень интересно вообще все, спасибо за пост!
ulsa
6 ноя, 2017 21:56 (UTC)

И обязательно глянь видео, там волшебные есть моменты, например, когда показывают блеск камзола и крепление костюма ордена подвязки.



Edited at 2017-11-06 21:56 (UTC)
( 4 комментария — Комментировать )

Темы

О чем это мы тут?

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow