Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Categories:

Революционные выставки в Русском музее, пеликан и все-все-все

В Колыбели трех революций продолжают праздновать год экологии. В корпусе Бенуа сейчас открыто сразу 2 выставки.

Искусство в жизнь. 1918–1925 до 27 ноября
Первый зал совершенно великолепен - в нем собраны эскизы украшения Петрограда к революционным праздникам. Здесь и триумфальные арки, и ампирные связки символических предметов, и самые новейшие на тот момент опыты с формами и цветом. Это впечатляет. Похожая выставка была когда-то в Музее Авангарда. Есть на выставке в Русском и несколько моделей к временным скульптурам титанов политики и искусства. Для советов важно было не только снести неправильные памятники, но и заполнить пространство правильными -
Робеспьером, Некрасовым, Халтуриным, Радищевым, Достоевским, Шопеном и так далее по плану монументальной пропаганды. Торопились поставить - в бетоне, но быстро, и следы спешки заметны, но эта гонка во многом и сформировала советский неоклассицизм, к которому глаз уже привык. Тем интереснее взглянуть на начало. Например, обнаженный титан Ибсен с валуном на плече это что-то с чем-то (как понимаю, так и остался проектом). На этом фоне полотенчики с Троцким и подносы с палеховскими парт ячейками воспринимаются как курьезы не более.

Агитационный фарфор и сам по себе курьезен несоответствием монументальной идеи совершенно частной уютной форме. Но именно к этому контрасту у меня особая слабость. Фотографировать на временных выставках нельзя, но к счастью в корпусе Бенуа есть галерея фарфора, стекла и керамики. Вот там имеются экземпляры не хуже и даже копии взятых на выставку экспонатов. Галерея идет от Врубеля (и начинается с его работ) и до конца XX века. Агитационные тарелочки все же самые задорные.

Только посмотрите, что со шрифтами творили:



Была целая серия с веселенькими такими текстами типа "Да здравствует мировая гражданская война", как на этой:







Начинаю понимать, откуда идут аргументы в гендерных спорах "если они такие равные, чего шпалы не кладут"


Ну и забавная мелочь - на витрине с керамикой модерна нашелся родной брат странного керамического пеликана, стоящего на столе у Немировича-Данченко. Там все экскурсанты гадают, для чего эта птица. Вроде бы в нее складывали визитки. А это просто "ковш", стилизация под русскую старину и явно для красоты.


Как выяснилось, кузнецовский фарфор, только одноцветный, а не раскрашенный как у Немировича-Данченко. Очень обрадовалась встрече почему-то.

Мечты о мировом расцвете до 20 ноября
Вторая выставка собрана по типичному в последнее время для Русского музея принципу "А давайте соберем все картины про воду/животных/путешествия/семью/нужное вписать". Собрали картины 1905-1928, добавили цитаты из Репина, Серова, Петрова-Водкина и других про революцию... и как-то, знаете, никак. Достаточно подняться на этаж выше, чтобы убедиться, что гораздо более сильное впечатление художники производятна стыке с единомышленниками, в сравнении с самими собой в разные периоды. Да, первый переход от "Какой простор" Репина к Малевичу любопытен, особенно когда прочувствуешь, что бегущие по заливу студент с курсисткой в свое время были жутко политическими. Но проделать тот же трюк еще раз пять уже не получается. Явно не мой способ организации живописи. При том, что наверху плюс минус та же история, но укладывается в голове куда лучше.

Кстати, наверху после великолепной развески в Третьяковке на Крымском валу обратила наконец внимание на зал Ларионова-Гончаровой. Эх, хороши.
Tags: музеи, фарфор
Subscribe

Posts from This Journal “музеи” Tag

  • Искусство рядом

    Как только началась самоизоляция, в соцсетях пошли радостные перепосты “трансляции Венской оперы”, “программы таких-то музеев”, “сто спектаклей,…

  • Гейнсборо в Пушкинском музее

    Всегда стараюсь совместить командировку в Москву с посещением какой-нибудь выставки. В этот раз выбор был однозначным: Гейнсборо в Пушкинском! Сильно…

  • Дейнека-Самохвалов в Манеже

    У меня самые мрачные воспоминания о Манеже до ремонта (да, настолько давно). После "Предсказаний и откровений" AES+F стало понятно, что пространство…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments