Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Categories:

3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре

Не так давно в Эрмитаже гостила архаическая кора, которая произвела на меня сильное впечатление. Еще мне очень понравился ролик про новый музей Акрополя, выглядел он прямо как мечта. Так вот, он действительно великолепен! Просто идеальный археологический музей: четкая концепция, удобный доступ ко всем экспонатам, современное здание, выстроенное под конкретную коллекцию. Это функционально и очень красиво.



Строилось новое здание долго: сначала выбирали проект, потом пришлось решать, что делать с открывшимися при закладке фундамента древностями. Решили музей приподнять и открыть раскопки для посетителей, а все находки выставить. Удачное (и трудоемкое) решение:


Музей стоит напротив Акрополя, из окон и с террасы виден Парфенон, чьи очертания и размеры повторяют основные залы,



потому что в зале третьего этажа размещен знаменитый фриз Парфенона. Точнее, то, что от него осталось. Часть барельефов - копии, рядом с которыми гиды с осуждением произносят "оригиналы находятся в Британском музее". В свое время Великобритания отказала в возвращении этих экспонатов со словами "да вам и выставить негде!". Так что весь музей был отчасти "ответочкой" на это обидное заявление. На открытие свой кусочек Парфенона прислал Ватикан, Великобритания же успешно игнорирует жирный намек. С другой стороны, так им весь музей раздать придется. Тем более, что в момент вывоза это были героически хм попертые из под носа у турок обломки, за которые британское правительство выложило героическому попирателю кругленькую сумму. В то время у всех иностранных миссий был девиз "тащите, всё античное, что плохо лежит, пока турки не разрушили". Вот так Европа и переоткрыла греческое искусство.



Это очень интересно, что по сути всё греческое, включая визуальную составляющую прошло через римский фильтр. Поэтому Акрополь удивляет, в его скульптуре есть движение и какая-то неправильность, которая делает фигуры более живыми, чем в римских залах музеев или в залах Возрождения, которое вовсе не напрямую наследует веку Перикла. История переоткрытия древней Греции очень занимательная штука, и я хочу почитать об этом побольше в ближайшее время.

Самая далекая от человека, впитавшего античность фоном, часть эскпозиции - архаические коры и всадники. Во-первых, цвет - они были раскрашены и еще как! Во-вторых, эмоциональность изображений. Удивительно, сколько в них радости. Потом красота станет совершеннее и вместе с стем холоднее. Это даже более яркое впечатление, чем ТА САМАЯ НИКА, завязывающая ТУ САМУЮ сандалию.



Что касается красок, то как только их не изучали: по зарисовкам первых археологов, по химическому анализу и с помощью более сложного сканирования, так что у многих кор есть рядом копии раскрашенных фрагментов в "натуральную яркость", у парочки (включая гостившую в Эрмитаже) есть видеореконструкции, а у одного из всадников даже выткан кусочек ткани ярких штанов.



И да, фризы, конечно, тоже были раскрашены - иначе бы их не было видно с земли, поэтому смотрим на белое и представляем себе синий фон (нейтральный для древних Греков, как пишет Пастуро), цветную одежду и золоченую упряж на лошадях (рельефы с кониками мои любимые).

Самая грустная часть экспозиции - период, когда что-то значимое возводили в Афинах только иностранцы, мечтавшие прислониться к истории великого города. Ну а потом и вовсе, провинция и печаль отбитых лиц кариатид Эрехтейона (одна из четырех тоже копия, оригинал в Британском музее). Кстати, они стоят в музее, тщательно очищенные, как и многие другие элементы декора, замененные на свежем воздухе копиями, потому что не такой уж он и свежий в большом городе.

Не успели мы пошутить, что Парфенон в очередной раз немного пересобирают, потому что что-то в прошлый раз воткнули немного неправильно, как вот оно - натуральное лего:


Повторюсь, это было великолепно, и если есть возможность заглянуть в Афины всего на один день, идти нужно именно в музей Акрополя. Просто потому, что потерять голову от критского искусства намного удобнее в Ираклионе, а быстро получить прививку античности лучше в музее Акрополя, чем в перенасыщенном экспонатами Национальным Археологическом.

Небольшое видео о музее:


сайт музея
канал на ютубе
Лекция про Эрехтейон и его кариатид (рус)
_________________________________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики
Tags: греция, музеи, отпуск
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ариадна на Наксосе в Финской Национальной Опере

    Мой поход на “Ариадну…” это типичная иллюстрация к тому, как, следуя американскому селф-хелп присловью, “сделать лимонад из лимонов”, если у тебя…

  • Гейнсборо в Пушкинском музее

    Всегда стараюсь совместить командировку в Москву с посещением какой-нибудь выставки. В этот раз выбор был однозначным: Гейнсборо в Пушкинском! Сильно…

  • 2019 -> 2020

    Не думайте, что тут нет итогов года, потому что я к ним равнодушна. О нет, я пыталась - годик был тот еще. Вот только всего случившегося в планах не…

  • Иногда запах это не просто запах

    Я достаточно равнодушна к ароматам. Что легко объясняется заложенным примерно шесть месяцев в году носом (“это Питер, детка”). Долгое время (примерно…

  • Рождественская история

    [Где еще случиться такой истории, как не в городе Диккенса, откуда зашагало по планете блестящее и сытое немецкое рождество в одеждах викторианства.…

  • Как дешево развлечься декабрьским вечером в Лондоне

    С прошлого воскресенья по пятницу я была в командировке в Лондоне. Звучит неплохо, но расписание было довольно плотным*. Чтобы хоть как-то выбраться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments