?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

Фарфоровая пастушка на этажерке, чернильница писателя, видовые тарелки, агитационный фарфор - все эти предметы создают атмосферу на выставках музея истории Петербурга или дружественных музеев, а потом вернутся домой - в Петровскую куртину Петропавловской крепости. Получается, что для обзора открыта примерно половина коллекции. Ну как открыта, есть всего два сеанса: в понедельник и пятницу в 15 часов. Зато водит группу не экскурсовод, а хранитель коллекции. То есть, человек, который знает про каждый предмет, как он попал в музей, как атрибутирован, на каких выставках был и многое другое. Вот прямо про любой можно спросить и услышать что-то интересное. Конечно, немного неловко, понятно, что это дополнительная нагрузка, "оптимизация", которая отвлекает от настоящей работы. Но уж очень увлекательно.

Примерно можно поделить коллекцию на такие части:
1) Подарки советского и пост-советского периода - огромные вазы разной степени уродства

2) Опытные образцы Ленинградского Фарфорового завода - многие с успехом продаются до сих пор. Особенно меня позабавила агитационная чашка с экспрессивным красным рисунком на дореволюционном "белье" (то есть, основе) во французском вкусе, в первые годы, оказывается, так и сохранялись двойные клейма, потому что использовали старые запасы "белья"

3) Петербургский фарфор XVIII-XIX века - подражание саксонцам, затем с видами Садовникова, с русскими типами, с модной ручкой-кораллом, а также ресторанные тарелки, включая набор для гостиницы Север (она же Октябрьская), построенной специально к открытию железнодорожного сообщения.

4) Московский фарфор XVIII- XIX века - примерно то же, что в Петербурге, но ярче и "богаче", причем до смешного, когда по иностранному образцу с ручной росписью делают деколь (то есть, наклейку), а по бокам, чтобы угодить вкусам покупателей, пускают и кобальт, и жирную позолоту, и узор с яблоками. Ну и заодно можно выяснить, что Гжель на самом деле четыре разных человека двадцать три деревни, в каждой из которых был свой стиль, а в Гжели сходились торговать продукцией, вовсе не обязательно бело-синей

5) Принадлежащие императору Lol, нет, чего нет

5) Предметы, принадлежавшие знаменитым петербуржцам. Например, большой бело-синий удобно-мещанский сервиз из семьи Матюшина, чернильница Ольги Форш с легкомысленными амурчиками, керамический барашек со стола Ахматовой в Комарово и т.д.

6) Западный фарфор XVIII-XIX - Мейсен, Севр, Веджвуд и менее известные, но очаровательные предметы из быта петербуржцев. Мне, например, запомнилась французская лампа, где под светом предполагаемого абажура две барышни читают письмо.

Почти весь фарфор модерна, кстати, на выставке в Инженерном доме, и там стоит на него посмотреть, пока он хорошо освещен и выставлен для кругового обзора. В коллекции всё строго по шкафам.

Фотографировать во время экскурсии можно, но не особо хочется, чтобы не прерывать рассказ. Поэтому сделала только один снимок - рекламные тарелки Общества морских купаний, 1880-е вроде бы (корсеты, намек на турнюр):

Просто очень хочется на море, наверное.

Записи из этого журнала по тегу «музеи»

Comments

( 2 комментария — Комментировать )
carpe_libros
26 июл, 2017 19:24 (UTC)
Наверное, экскурсия, проводимая хранителем коллекции, запомнится ярче - это редкость. И информации больше.

Напомнила сама себе, что я уже года полтора собираюсь написать о мюнхенским музее фарфора, и о моем любимом Бустелли.
ulsa
27 июл, 2017 19:46 (UTC)
удивительно интересно, даже на фото отвлекаться не хотелось.

поста очень жду, фарфор - моя слабость.
( 2 комментария — Комментировать )

Темы

О чем это мы тут?

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow