?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

2 апреля в Эрмитаже закрылась выставка "Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи". Шла она с ноября, за это время я успела побывать на ней с разными компаниями 4 раза, но все никак не получалось описать увиденное.

Первое посещение просто ошеломило: целый зал с галереей в бывших конюшнях плотно заставлен красивыми вещами, каждая из которых могла бы заполнить собой комнату, надолго притянув взгляд. На второй раз стало заметно, что вещи в коллекции (а это именно частная коллекция, собранная достаточно недавно причем) породистые, призовые, победители национальных выставок, экспонаты международных. В третий раз бросилось в глаза, как настойчиво чуть ли не в каждом втором экспонате металл прикидывается керамикой, керамика деревом или металлом, вышивка - гравюрой и так далее. Выступили из общего месива цвета и форм диковинки вроде искусно инкрустированных гард, которые даже близко никогда не лежали к мечам, зато хорошо шли у западных коллекционеров. Или что перламутровые и нефритовые львы играют на вполне европейского вкуса шкафу, места для которого не было в японском доме, зато, если пройти по залам с французской мебелью, в нем безошибочно узнается наследник шинуазери стиля. А вот проход по комнатам японского искусства на третьем этаже, замечу, будет бесполезен, потому что там кроме ширмы XVII века в основном артефакты того же периода Мейдзи.

Представления о том, что происходило в эпоху Мейдзи, помимо того, что где-то там случился Рурони Кеншин, у меня были довольно поверхностными. Так что я вооружилась книгой Александра Мещерякова Император Мэйдзи и его Япония. Она охватывает не только период 1868-1912, а начинается с первого года жизни императора и проходит по году на главу: от неприятного момента, когда Япония обнаружила, что она не центр мира, а беспомощная маленькая страна, которой сейчас при помощи превосходящего вооружения будут причинять цивилизацию, до появления на арене крупного хищника, выигравшего русско-японскую и прямым ходом направляющегося к Хиросиме. Для этого из жителей разных княжеств надо было стать японцами и ответить себе, чем японцы отличаются от всех остальных. У правительства, заправлявшего реформами, смелость в игре "Цивилизация" была такая, надо сказать, как будто им к реальной стране выдали кнопку сохранения и бэкап. И искусство в этом осознании нации и ее представления сыграло не последнюю роль - от портретов императора до экспортной керамики.

Если держать это в уме, выставка становится и понятнее, и логичнее. Можно даже на глазок определять, в какие годы сделано: в самую мясорубку все больше уникальная (ну как же, 4 ярко выраженных сезона, нигде такого нет) природа, вот реабилитировали самурайский дух, и понеслись пылесборники с одоспешенными героями и сервизы с 47 ронинами и так далее.


Это промо каталога, но за такие деньги (4 тома за 7800 р.) я как-то не осилила.

Большой видеоэкскурс в японское искусство и обсуждаемую выставку

(ссылкой, если видео не запустилось)

Бонус
Александр Мещеряков видеолекция "Открытие Фудзи"
Беседа с Александром Мещеряковым по поводу книги на Постнауке

Записи из этого журнала по тегу «япония»

Comments

( 2 комментария — Комментировать )
haez
10 апр, 2017 12:50 (UTC)
Спасибо пять раз!
ulsa
10 апр, 2017 20:30 (UTC)
Всегда пожалуйста!
( 2 комментария — Комментировать )

Темы

О чем это мы тут?

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow