?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

Сначала мы на выставку "При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа " сходили с zoichka2003, и впечатлений было так много, что поcт не написался. Потом я была там же с uaounutukkayat, и снова с постом ничего не вышло. Но, увы, в эти выходные выставка заканчивает свою работу, так что остатки совести вынуждают меня вернуться к черновику.

Музейные коллекции похожи на айсберги - посетителям видна лишь небольшая их часть. Вероятно, вместе все эти роскошные мундиры, блестящие бальные туалеты и очаровательные утренние капоты не соберутся еще лет 15, а то и больше. Кстати, часть вечерних нарядов я видела как раз лет 10 тому назад. Редчайшая, иначе говоря, возможность. Это во-первых.

Во-вторых, выставка помогает заполнить пробелы воображения читателя. Где был ключ у камергера с ключом? Во что была одета "портретная фрейлина", что за штука "утренний капот" - знай себе ходи, да ставь мысленно галочки. Персонажи, конечно, интереснее пуговиц, но тогдашние читатели как раз эти пуговицы прекрасно себе представляли.

Во-третьих, манера одеваться, как ни крути, многое говорит о человеке. В этом смысле выставка дополняет многие биографии - от мундирного платья Екатерины II до блеклых, хотя и блестящих от пайеток вечерних платьев последней русской императрицы. Меня больше всего заинтересовали наряды Марии Федоровны. В витрине с несколькими платьями принадлежащие ей всегда можно отличить от прочих. В них есть интересные детали и сочетания, смелые почти на грани экстравагантности. Они прекрасно дополняют историю о женщине с легким характером, красивой, живой, очаровательной, любившей балы и танцы.

В-четвертых, описанные выше платья Марии Федоровны - это (по большей части) наряды, сшитые Чарльзом Вортом. Только увидев их вживую, понимаешь, почему эти платья называют "произведениями", а также, почему они были так бессовестно дороги (и стоили каждого франка!). Крой не просто создает нужный силуэт, выставляет фигуру конкретной женщины в наилучшем свете. Где-то Ворт закладывает складку не самым очевидным образом, где-то добавляет отделки, а где-то контрастной ткани, и результатом можно любоваться часами.

Вначале в соседних залах шла «Высочайшего двора служители». Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа ". С ней можно познакомиться по роскошному каталогу и короткому фильму на канале Эрмитажа в youtube. В Эрмитаже сейчас почти ко всем крупным выставкам делают фильмы, подготавливающие посетителей к тому, что они увидят. Не по всем выставкам водят экскурсии, не каждый возьмет себе аудио-гид, а видео можно посмотреть в первом зале выставки или даже из дома до ее посещения (или, увы, вместо). Прекрасно придумано, мне кажется. Вот видео о придворных церемониях и костюмах, а это про балы и маскарады.

Фотографировать в залах с костюмами нельзя, поэтому поделюсь несколькими картинками из каталога. Кстати сказать, это прекрасное издание в двух томах, где помимо краткого каталога есть подробные фото, а также научные статьи и даже список литературы в конце. Если вам вздумается его купить, то искать нужно не в сувенирных магазинах Эрмитажа, а в специальных киосках (рядом с Рыцарским залом, например). Также есть кружной путь - в магазине Генерального штаба (теоретически, там он тоже в особых киосках, но мне добрые девушки с ресепшена Манифесты достали).

Выглядит выставка так:



Сперва церемониальные наряды, затем домашние (в том числе детские), потом бальные, вечерние и маскарадные.


Самые удивительные, конечно, парадные платья фрейлин. Это практически мундир, очень жестко регламетированный - пример мичуринского по своей смелости скрещивания стиля алярюс с "нормальной" одеждой. Зато, видимо, отсутствие необходимости думать, что надеть на службу, было удобно. Потому что даже во времена моды на турнюры придворные платья оставались практически прежними. Хотя, конечно, от развесистых кокошников удалось потихоньку избавиться в пользу почти диадем. Это видно по портретам, которые служат своего рода иллюстрациями к витринам с одеждой и аксессуарами.



Бальное платье от Чарльза Ворта: контраст между розовым и зеленым, между атласом и бархатом и подчеркивающая тонкую талию конструкция лифа:


Это визитное платье Ворта мне особенно понравилось, хотя вообще-то "обивочный" стиль выглядит на человеке довольно странно, но какие здесь складочки и бобошки, и кружавчики, и какой изящный "хвост".


Эти платья Надежды Ламановой и запали мне в сердце при прошлой встрече. Была очень рада снова их увидеть. В отличие от платьев Ворта при сравнении с другими экспонатами можно сказать, что платья Ламановой выражают скорее вкус самой создательницы, чем индивидуальность хозяйки. Рядом с другими, усыпанными пайетками и блестками, они всегда смотрятся не такими кричащими.





Где платья, там и аксессуары:

зонтики (больше парусолей, но этот показался мне таким очаровательно-чудовищно викторианским)


туфли, надеюсь, усохли за время хранения, потому что на вид они чудовищно узкие


и веера


Выставки такого масштаба случаются нечасто. Как и следовало ожидать от музея №1, всё прекрасно подготовлено - от аудиогида и экскурсий до каталога и мелких сувениров. Даже на одно это - как делать события такого уровня в музее - интересно было посмотреть.

В это воскресенье - последний день работы. Обратите внимание на автоматы по продаже билетов во дворе Эрмитажа. Билет в них стоит на 50 рублей дороже (так как автомат продает всем билеты для интуристов), зато его можно быстро оплатить картой или наличными, а после этого проходить в музей без очереди. Ведь очереди во дворе - это по сути очереди в билетные кассы.

Comments

( 13 комментариев — Комментировать )
zoichka2003
17 окт, 2014 20:06 (UTC)
я ждала твоего поста)))
красивый альбом,весьма.
ulsa
17 окт, 2014 20:11 (UTC)
Да! У меня это единственная, собственно, книга по истории костюма. Но такая классная выставка, мои любимые экспонаты... я не удержалась. Весь первый том статьи и краткий каталог, а второй том - подробный каталог. На снимке с бальным розово-зеленом как раз сверху второй том, а внизу - первый. Твердый переплет, прекрасная бумага... и тираж всего 3 тысячи! Прискорбно мало.
uaounutukkayat
17 окт, 2014 20:49 (UTC)
Боооожечки, какой каталог!
ulsa
17 окт, 2014 20:51 (UTC)
Надо признать, 1700 они берут незапростотак. Но побегать мне за ним пришлось.
kii_chan
17 окт, 2014 21:03 (UTC)
была уверена, что выставка идет еще минимум неделю. ух-ох, как хочется! как бы так выкроить время в воскресенье... но обязательно нужно. спасибо, что напомнила!
ulsa
17 окт, 2014 21:07 (UTC)
Только мысль, что из-за моей лени кто-то может такое пропустить, усадила меня за этот пост. Хотя бы ради напоминания одному человеку уже стоило это писать. Mission complete!

*хорошо, что Шерлок-выставка еще доооолго идет*
kii_chan
19 окт, 2014 21:05 (UTC)
успела! еще раз спасибо тебе!
платья, конечно, просто невероятные. особенно по душе пришлось белое с вышивкой соломкой (вот уж кто бы мог подумать, что соломкой вообще можно платья вышивать).
ulsa
22 окт, 2014 18:14 (UTC)
Кстати, если заинтересовала тема, в курсе вебинаров по истории моды ХХ века eregwen есть прекрасная лекция про эпоху модерн. Я только что прослушала, в воскресенье повтор, рекомендую. Там тоже потрясающие были отделки
http://goo.gl/nV6RRf
drimarondo
17 окт, 2014 21:25 (UTC)
я туда ходила в какую-то душную жару с чужим ребенком и его мамой. На пятом платье Марии Федоровны мы вздрогнули. На десятом заволновались, не тепловой ли у нас удар. На пятнадцатом стали ржать так, что я решила - нас выведут с запретом посещения Эрмитажа навсегда.
дома пришлось перерывать учебники истории и выяснять, сколько же это императриц у нас звали мариями федоровнами, потому что не может одна тетка прожить почти полтора века и так хорошо сохраниться, судя по платьям...
зато ребенок намертво запомнил про императриц Марий Федоровн. Только теперь при упоминании их начинает неприлично гоготать и попискивать. Вспоминая, как мы метались от витрины к витрине с всхлипами "и тут Мария Федоровна! Нет, и тут тоже Мария Федоровна, но шестьдесят лет спустя!.."
ulsa
17 окт, 2014 21:37 (UTC)
Мы так ходили проверяли Юсуповых :) Там несколько нарядов Татьяны Юсуповой с разницей в 30 лет и примерно столько же сантиметров. И несколько платьев Зинаиды.
ulsa
17 окт, 2014 21:38 (UTC)
Теперь волнуюсь, нужно ли было проставлять примечание к Марии Федоровне в посте с учетом упоминания там турнюров и Ворта.
ptisa_jill
18 окт, 2014 16:45 (UTC)
Уже по одному описанию чувствуется, что выставка была необыкновенная.

А я однажды в букинистическом разделе магазина видела книгу, не помню точное название, но там история моды иллюстрировалась цитатами из книг. То есть наоборот, на примерах из книг объясняли и показывали, что носили герои и как это соотносилось с тогдашней модой. В общем, безумно интересная книга, но и стоила она, тоже не могу вспомнить точно, то ли полторы, то ли вообще все три тысячи, то есть для меня это тогда было слишком дорого и я не купила. А теперь очень жалею.
ulsa
18 окт, 2014 20:07 (UTC)
Скорее всего, это была какая-то из книг Кирсановой? http://www.ozon.ru/context/detail/id/6068290/ Их издавали в разном оформлении, можно попробовать поискать на alib.ru
( 13 комментариев — Комментировать )

Темы

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow