Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Categories:

Выставка "При Дворе российских императоров"

Сначала мы на выставку "При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа " сходили с zoichka2003, и впечатлений было так много, что поcт не написался. Потом я была там же с uaounutukkayat, и снова с постом ничего не вышло. Но, увы, в эти выходные выставка заканчивает свою работу, так что остатки совести вынуждают меня вернуться к черновику.

Музейные коллекции похожи на айсберги - посетителям видна лишь небольшая их часть. Вероятно, вместе все эти роскошные мундиры, блестящие бальные туалеты и очаровательные утренние капоты не соберутся еще лет 15, а то и больше. Кстати, часть вечерних нарядов я видела как раз лет 10 тому назад. Редчайшая, иначе говоря, возможность. Это во-первых.

Во-вторых, выставка помогает заполнить пробелы воображения читателя. Где был ключ у камергера с ключом? Во что была одета "портретная фрейлина", что за штука "утренний капот" - знай себе ходи, да ставь мысленно галочки. Персонажи, конечно, интереснее пуговиц, но тогдашние читатели как раз эти пуговицы прекрасно себе представляли.

Во-третьих, манера одеваться, как ни крути, многое говорит о человеке. В этом смысле выставка дополняет многие биографии - от мундирного платья Екатерины II до блеклых, хотя и блестящих от пайеток вечерних платьев последней русской императрицы. Меня больше всего заинтересовали наряды Марии Федоровны. В витрине с несколькими платьями принадлежащие ей всегда можно отличить от прочих. В них есть интересные детали и сочетания, смелые почти на грани экстравагантности. Они прекрасно дополняют историю о женщине с легким характером, красивой, живой, очаровательной, любившей балы и танцы.

В-четвертых, описанные выше платья Марии Федоровны - это (по большей части) наряды, сшитые Чарльзом Вортом. Только увидев их вживую, понимаешь, почему эти платья называют "произведениями", а также, почему они были так бессовестно дороги (и стоили каждого франка!). Крой не просто создает нужный силуэт, выставляет фигуру конкретной женщины в наилучшем свете. Где-то Ворт закладывает складку не самым очевидным образом, где-то добавляет отделки, а где-то контрастной ткани, и результатом можно любоваться часами.

Вначале в соседних залах шла «Высочайшего двора служители». Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа ". С ней можно познакомиться по роскошному каталогу и короткому фильму на канале Эрмитажа в youtube. В Эрмитаже сейчас почти ко всем крупным выставкам делают фильмы, подготавливающие посетителей к тому, что они увидят. Не по всем выставкам водят экскурсии, не каждый возьмет себе аудио-гид, а видео можно посмотреть в первом зале выставки или даже из дома до ее посещения (или, увы, вместо). Прекрасно придумано, мне кажется. Вот видео о придворных церемониях и костюмах, а это про балы и маскарады.

Фотографировать в залах с костюмами нельзя, поэтому поделюсь несколькими картинками из каталога. Кстати сказать, это прекрасное издание в двух томах, где помимо краткого каталога есть подробные фото, а также научные статьи и даже список литературы в конце. Если вам вздумается его купить, то искать нужно не в сувенирных магазинах Эрмитажа, а в специальных киосках (рядом с Рыцарским залом, например). Также есть кружной путь - в магазине Генерального штаба (теоретически, там он тоже в особых киосках, но мне добрые девушки с ресепшена Манифесты достали).

Выглядит выставка так:



Сперва церемониальные наряды, затем домашние (в том числе детские), потом бальные, вечерние и маскарадные.


Самые удивительные, конечно, парадные платья фрейлин. Это практически мундир, очень жестко регламетированный - пример мичуринского по своей смелости скрещивания стиля алярюс с "нормальной" одеждой. Зато, видимо, отсутствие необходимости думать, что надеть на службу, было удобно. Потому что даже во времена моды на турнюры придворные платья оставались практически прежними. Хотя, конечно, от развесистых кокошников удалось потихоньку избавиться в пользу почти диадем. Это видно по портретам, которые служат своего рода иллюстрациями к витринам с одеждой и аксессуарами.



Бальное платье от Чарльза Ворта: контраст между розовым и зеленым, между атласом и бархатом и подчеркивающая тонкую талию конструкция лифа:


Это визитное платье Ворта мне особенно понравилось, хотя вообще-то "обивочный" стиль выглядит на человеке довольно странно, но какие здесь складочки и бобошки, и кружавчики, и какой изящный "хвост".


Эти платья Надежды Ламановой и запали мне в сердце при прошлой встрече. Была очень рада снова их увидеть. В отличие от платьев Ворта при сравнении с другими экспонатами можно сказать, что платья Ламановой выражают скорее вкус самой создательницы, чем индивидуальность хозяйки. Рядом с другими, усыпанными пайетками и блестками, они всегда смотрятся не такими кричащими.





Где платья, там и аксессуары:

зонтики (больше парусолей, но этот показался мне таким очаровательно-чудовищно викторианским)


туфли, надеюсь, усохли за время хранения, потому что на вид они чудовищно узкие


и веера


Выставки такого масштаба случаются нечасто. Как и следовало ожидать от музея №1, всё прекрасно подготовлено - от аудиогида и экскурсий до каталога и мелких сувениров. Даже на одно это - как делать события такого уровня в музее - интересно было посмотреть.

В это воскресенье - последний день работы. Обратите внимание на автоматы по продаже билетов во дворе Эрмитажа. Билет в них стоит на 50 рублей дороже (так как автомат продает всем билеты для интуристов), зато его можно быстро оплатить картой или наличными, а после этого проходить в музей без очереди. Ведь очереди во дворе - это по сути очереди в билетные кассы.
Tags: история костюма, музеи, эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments