?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

Без антракта

"Без антракта" - сборник воспоминаний служащих театров и фронтовых бригад блокадного Ленинграда. Историография Великой Отечественной вообще (и Блокады в частности) - тема интересная и неоднозначная. Не просто так этот сборник выпущен в 1970 году, а не раньше, не просто так подобраны авторы. Но это было! Блокадное радио, блокадный театр, фронтовые бригады артистов - тоже история города, хотя краеведческие серии предпочитают "пороки северной столицы" или "рестораны и трактиры" или блистательный или военный Петербург... какой угодно, но только не блокадный. Это нечестно. Поэтому я начала читать эту книгу. Звучит по-идиотски, но так оно и есть.

"... Однажды, помню, выступаем мы перед разведчиками на заснеженной опушке большого леса. Зрители прилегли вокруг утрамбованного ногами пятачка - сцены. В своих маскировочных халатах они были похожи на аккуратные снежные холмики. Впереди (по довоенной терминологии - в первом ряду) рядом с одним из бойцов лежит громадная овчарка. Видимо, она неразлучна с разведчиками и бойцы ее любят. Во всяком случае ей уступили хорошее место.
Немцы совсем рядом. Играем "вполголоса". Время от времени поглядываю на собаку - неужели не залает? Но умный пес внимательно следит за всем, что происходит на поляне, и только наклонил немного на бок ушастую голову..."
"Взвод выступает на концерт" Ефим Копелян

"...Чтобы цирк был совсем настоящим, нам очень хотелось показать хотя бы один номер с дрессированными животными. Но это было самым трудным - в городе не осталось даже обыкновенных собак. Дрессировщик Кротон, который служил в зоологическом саду, заверил нас, что выступление чудом уцелевшего медведя произведет фурор. В самом деле заманчиво - живой медведь на блокадной сцене! Но полуголодный, испуганный ярким светом прожектора медведь не стал ничего делать и "оскандалился". Мне едва не объявили выговор за "непристойное поведение медведя в присутствии высшего командного состава". "
"Фронтовой цирк", Евгений Гершунин

"Выезд "к месту военных действий", на остров Валаам ...По дороге капитан 2-го ранга предупредил:
- Ничему не удивляйтесь, товарищи, потому что выступать вы будете для моряков с потопленных фашистами транспортов. Они четыре часа держались на воде, их в упор расстреливали вражеские самолеты. Рядом тонули раненные товарищи, и нельзя было помочь. Наши катера подобрали их уже выбившимися из сил... Могут быть грубые выкрики, может быть полное равнодушие - концерт должен продолжаться до последнего номера.
...Игрушечные и такие мирные монастырские скиты, пышная августовская зелень, яркое боевое небо и горсточка оставшихся в живых моряков. Многие лежали, уставившись в небо, кое-кто сидел, обхватив руками голову: полуголые, еще мокрые, застывшие в отчаянии и скорби. ...Никто не повернул головы, нас "не было". Конферансье Володя Эуфер объявил шутливыми словами следующий номер. И опять ни один человек не шелохнулся. Они были все еще там, в кипящей от пуль воде, среди погибающих товарищей. А наша программа состояла из развлекательных номеров мирного времени. Почти вся.
Прошла уже половина концерта, мы вдвоем начали играть сцену из пьесы Островского "Правда хорошо, а счастье лучше". И случилось невероятное: смешная любовь приказчика Платона и купеческой дочки Поликсены вызвала чью-то улыбку, потом еще кто-то улыбнулся... А когда Поликсена подвинулась к Платону и тот соскользнул со скамьи на землю ("Вот вы уже и совсем близко"), раздался общий смех. "
"Фотография и память", Татьяна Гусарова (Лукашенко)

" ...Люк у "Пассажа" оброс высоким ледяным бугром. Вокруг этого бугра стояло сомкнутое кольцо женщин. Найдя свободное место между ними, я встала на этот ледяной бугор, и, опустив на веревке ведро в люк, потянула его на себя. Вдруг ноги скользнули, и я упала в люк, в последнюю долю секунды зацепившись раскинутыми руками за бугор.
Женщины ахнули и отступили от люка. Да они и не смогли бы мне помочь: сил-то ни у кого не было. Тут подошел огромного, как мне показалось, роста мужчина. Молча вытянул меня из воды, молча наполнил мое ведро, и так же молча ушел. Я взяла ведро и, громыхая мгновенно обледеневшей шубой и валенками пошла к дому... подошла к маме. Она была холодная...
Но ведь мне пора идти на работу, - уже без десяти шесть. И надо будет говорить в микрофон внятно и обязательно бодро. (Город просыпался рано, и каждый прежде всего хотел услышать, что на фронте. И дикторы понимали, как важна "тональность" передач...
... и не заметила, как в 23 часа 20 минут объявила по микрофону:
- в двадцать три часа тридцать минут слушайте последний выпуск "Ночных известий".
Объявила я это и в смотровом окошечке увидела глаза Тани! И тут только поняла, что не просто оговорилась. Сводки с фронтов были малоутешительными, и эти слова, произнесенные к том уже, как говорили, трагическим тоном, могли быть истолкованы так: слушайте последний выпуск и больше никаких сообщений с фронта не будет! Таня знаками приказала быстро взять телефонную трубку, соединяющую студию с диспетчерской, и сказала:
- Включите микрофон и спокойно поправьте ошибку. Скажите: "Простите, товарищи, в двадцать три часа тридцать минут слушайте ночной выпуск "Последних известий". Милая труженица Таня Воробьева, как я ей благодарна за весь этот вечер!"
"Источник силы" Нина Чернявская

Comments

( 2 комментария — Комментировать )
irish_kirsche
27 сент, 2013 11:44 (UTC)
Это твоя книга или ты в библиотеке брала?
ulsa
27 сент, 2013 11:46 (UTC)
Моя. Купила на озоне по случаю http://www.ozon.ru/context/detail/id/2972424/
( 2 комментария — Комментировать )

Темы

О чем это мы тут?

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow