Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Проблема гида

У фантастики есть изрядное количество жанровых тараканов, которых лучше всего описывают сами фантасты. Например, над картой местности, географическими названиями и луками, притороченными к седлу смачно издевался Сапковский в эссе "Нет золота в серых горах". Сексуальные комплексы авторов фэнтази разбирала когда-то Елена Хаецкая, неоднократно отмечались и другие отечественные авторы. Несчетное количество раз бухтели в уютных бложиках (да и задолго до их появления) читатели. Вставлю свои пять копеек и я.

Так вот, среди этих тараканов есть довольно забавный, назовем его "проблема гида". Допустим, автор придумал мир достаточно оригинальный. Допустим, это пост-апокалиптическая Земля... или нет, потому что после разрушения луны осталось то ли еще 2 луны, то ли еще 1. Очень хорошо! Добавим сюда эльфов, экипаж космического корабля, шустрого подростка, немного детектива и дворцовых интриг - получаем массу возможностей для приключений. Но мир так хорошо устроен, что жаль было бы не раскрыть всей красоты смещения его полюсов, автора удручает, что столько исторических процессов завершились до начала книги, и мы не можем оценить в полной мере задумку. И пошло-поехало. Есть те, кто решает проблему в лоб. Например, у Вадима Панова в "Анклавах" есть словарик в конце и цитаты из "энциклопедии" перед каждой главой. Прямо, зато не замедляет повествование. Можно также отправить героя на обучение или лечение к мудрым древним, неплохо работают столкновения с бессмертными или долгоживущими волшебными существами. Но когда автора распирает, его распирает. И вот уже лекции по мироустройству читают китобой или варвар. Когда прозорливые догадки о сути мироздания делает наемник из Авалона у Желязны, он хотя бы оказывается Обероном (настолько неожиданно, насколько вы параноик). Но не всем так повезло с чувством меры.

Особенно это заметно в выбранном примере потому, что у "Времени одиночек" "Дорог смертников" Артема Каменистого есть свои достоинства, которые трудно предположить у столь плодовитого автора, издаваемого к тому же в серии "Фантастический боевик" Армады. Сама бы с полки не сняла, но попалась мне первая книга не в магазине, а в пабе и была при этом изрядно зачитана, что интриговало.

Что меня раздражает, это уже понятно - "проблема гида", длииииный эпизод после кораблекрушения, в котором герой утомительно демонстрирует свои способности к сколачиванию, стаскиванию, окапыванию и т.п., ну и всякого еще по мелочи.

Что понравилось, так это узнаваемо-неузнаваемый мир, разнообразная "карта", уверенное ведение нескольких разных линий (стражническо-детективная, героико-приключенческая, дворцово-политическая и большая загадка мира), которые прочно, но не слишком очевидно увязаны между собой. Это уже немало по нынешним временам. Всю первую книгу автор выводил героев на старт, всю вторую приводил к точке встречи, и вот на самом интересном месте серия пока завершена. Хотелось бы продолжения, история его заслуживает, даже если снова придется прослушать лекцию китобоя.
Tags: книги, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments