Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Mawaru Pinguin drum

A. недавно так хорошо написала про новое аниме Икухары, что впервые за два года я не просто скачала сериал, а еще и посмотрела. Mawaru. Pinguin drum.

Под морем —

Если бы «В действительности всё не так, как на самом деле» не сказал Сент-Экзюпери, то это сказал бы Икухара. Впрочем, что-то такое у него произносит в одном из эпизодов Санэтоси. Один персонаж видит живых, другой мёртвых, сёстры удваиваются, главные события произошли за 16 лет до рождения героев, и всё вывернется на изнанку по два раза.

Сложилось впечатление, что Икухара всерьёз настроен «поговорить об этом». Кажется, что и символы ему нужны только для того, чтобы высказать мысль еще доходчивее — он их зеркалит, повторяет дважды и трижды. «Детская жаровня» - блестящий образ, безжалостный в своей наглядности (и впечатляющий больше, чем все штампы «детской травмы» у героев, начиная с Евангелиона).

Нет ничего «для красоты», каждый кадр работает на идею. Кстати о красоте, «Пингвиний барабан» не такой красивый, как можно было ожидать после Утены. Здесь если розы и появляются, то только в комических инсценировках мыслей Ринго. И герои уже не изящные портреты, а наброски. Зато зритель и определяется быстрее, «за кого» смотреть. Каждый герой — вариант восприятия, творец своей собственной реальности, по которой Икухара ещё проедется танком действительности.


И вот это самое пространство пристройки к библиотеке/океанариуму/метро и есть действительность, в которой живут без прослойки реальности вообще только 2 персонажа — Санэтоси и Момока.

Далее следует список выловленных в процессе просмотра символов и их толкование, собраны они скорее для того, чтобы я с собой поспорила после второго просмотра (если таковой случится), а не для того, чтобы утвердить истину с большой буквы. Можно предлагать свои варианты

1. Пингвины вообще = прошлое братьев и сестёр, их семейная история (арктическая экспедиция родителей)
2. Пингвины 1, 2, 3 = в комическом ключе дублируют эмоции персонажей, компенсируя их скудную мимику и жесты, на том месте, где смысл происходящего открылся бы во взгляде живого человека и мельчайших жестах, вместо недоступного усложнения Икухара пользуется упрощенной пингвиньей пантомимой
3. Яблоки = жизнь в философском или даже скорее религиозном смысле
4. Лягушки (Ринго+Табуки) =возможность трансформации (превращения в Момоку в прямом смысле, её замена на повседневном уровне бытия), на самом деле, Невозможность (см. эпизод с квакаующим Табуки)
5. Лягушки (Химари) = книга «Дружище Квак спасает Токио», которую в разных вариантах предлагает библиотекарь = мотив самопожертвования, который Химари настойчиво отвергает, но который (в виде книги под подушкой) всё же проникает в историю
6. Феникс (Ринго + Момока) = когда дневник разрывают, Ринго достаётся часть с Фениксом = ВОЗМОЖНОСТЬ превращения Ринго в сестру на метафизическом плане (спасти всех, как она)
7. Черепаха (Табуки + Юри) = на половинке дневника, которая была у Юри черепаха = зацикленность персонажей на прошлом
8. Чёрные кошки (Шредингера) (Табуки) = неопределённость его самоощущения (и происходящего в целом)
9. Улетающие в небо птицы (Табуки + Юри) = возможность освобождения от прошлого
10. Чёрные кролики = так же, как образ богини (Аматерасу?) они «перевёрнуты», и представляют собой анти-зайцев, анти-самопожертвование, что вполне отражает позицию лже-библиотекаря и лже-доктора Санэтоси
11. Метро = судьба
12. Момока = возможность пересадки, сохранение, благое преобразование жизни в обмен на жертву, отказ от разрушения
13. Санэтоси = крушение, разрушение, отказ от жертвы, утверждение принципиальной несправедливости жизни, которую за это следует уничтожить
14. дуэт Х = А-ко и Б-ко = «эпиграфы» к эпизодам и отдельным сценам, проясняющие их значение, когда они вживе появляются в предпоследнем эпизоде это усиливает ощущение катастрофы примерно как появление всадников апокалипсиса; история с подругами детства, по-моему, работает на тот же эффект — приходит Неслучившееся прошлое.
15. Белый мишка = смирение = Сё, Чёрный мишка = бунт =Камба
16. Детская жаровня = браво, бис и детская травма персонажей («и если ты — не первый» Табуки, «и если тебя не любят» Юри, «и если тебя не выбрали» Химари, «ох его надо скорее сокрушить» Нацуме)
17. двойники (Химари + Химари в шляпе; Химари + Нацуме; Химари + дуэт Х; Химари + Марио+Камба Момока+Санэтоси), причём мне кажется, что ещё один двойник Момоки всё-таки Сё, а не Ринго - у них общее желание всех собрать и осчастливить, Ринго скорее составляет трио с одержимыми Момокой Табуки и Юри (двойники нужны Икухаре, если что, для того же, для чего всем — показать идею с другой стороны, в том числе, доводя её до противоположности)
18. 95=???? зариновая атака в токийском метро = мотив семьи Такакура и Санэтоси
19. Мурашки, которые всё время упоминает Санэтоси = то ли его изначальная неспособность к эмоциональным переживаниям, то ли утраченная после того, как он стал призраком

Соглашаясь с принципом прямолинейности высказывания, получаем, что объяснение финала задано в диалоге из первой серии и двух припевах «ненавижу, что всё предписано», «обожаю, что всё не случайно». Жизнь одновременно кара, потому что состоит из страданий (которые, видимо, и должен замолить пингвиний барабан с мантрами) и счастье, если эти страдания разделить с любимыми, добровольно приняв их часть («Давай разделим плод судьбы»), и тогда жертва будет радостью, и даже смерть побеждает смерть.

Как-то так. Наверное. Может быть.

Tags: аниме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments