Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Не для радости, а для совести

Есть у меня такая категория чтения — "немёртвые русские писатели" — т.н. большая литература и попытки "плюнуть в вечность". Выбираю среди номинантов и лауреатов всяких премий, жду, пока книги отлежатся годик-другой... В 2011 прочитала всего 4. Общее ощущение от процесса отбора: в массе своей пишут Немёртвые скучно, гадко, лезут из больных в доктора и с упорством, достойным лучшего применения, ежегодно пытаются написать "энциклопедию русской жизни".

Иногда попадаются и хорошие книги. Вот эти две я даже собираюсь перечитать при случае:

book (386x299, 90Kb)


Олег Зайончковский "Счастье возможно", 2009, финалист НацБеста

"Рассказчик", на первый взгляд, типичный литературный герой: москвич, писатель, живёт один. Тут впору взвыть и потребовать роман из жизни сталеваров или полярников. К счастью, всё не так просто. У героя есть семья - собака, бывшая жена, её новый муж, в какой-то степени его водитель, племянница и уйма теток и знакомых не то настоящих, не то персонажей его же рассказов. Но не так важно, кто кого выдумал, важнее то, что их всех объединяет - растопыренные в пространство "валентности", необходимость состоять в связях. Персонажи не всегда умеют быть вместе, тем более, быть вместе "красиво", но быть одни не могут. И хотя всем парам выписано щедрым автором счастье, а одной - возможность счастья, эти истории никогда не попадут в "сокровищницу мировой лирики". Они пошлые, как разговоры за столом, где пересчитывают прибавившихся и убавившихся живых на ветвях фамильного древа. С другой стороны, это и напоминание о том, что у тех же пересчётов есть не только форма, но и содержание, которое неуклюжесть переживаний не делает менее ценным.

Ольга Славникова 2017, 2006, лауреат Русского Букера
Тут не грех и воспользоваться ярлыком: "уральский магический реализм". Он очень точно описывает происходящее: охотники за самоцветами стремятся за неслыханной добычей, создаётся проект развлекательного кладбища, Хозяйка Медной горы крутит роман с новым Мастером, природа возвращает отвоёванное у неё пространство, а историческая проекция заполняет пустоту в сердцах людей. Всяк своим путём пытается победить смерть и отсутствие смысла. Сюжетные линии увлекательно переплетены, антураж незамыленный, и язык мне понравился. Славникова пишет очень образно, пожалуй, даже немного нарочито. Не успеешь представить себе "...казачество, прогарцевавшее лихо, на лоснящихся шелковых лошадках", как под колени подрубает уже следующая картинка в том же предложении "с игривой музыкой копыт, прелестной, будто это плясали женщины в лаковых туфлях, ударяя в ладоши". Просто отрада для глаз. Мне как-то очень много попадалось в последнее время авторов кинестетиков (и прикоснуться они вечно норовили к чему-нибудь липкому).
Tags: книги, немертвые русские писатели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments