Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Categories:

Мадмуазель Щеголь

"- Точно так же, как служанка Израэля Питерса - прокомментировала мисс Марпл. - Она выступала на сцене, и у нее были такие великолепные ноги, что ей всегда поручали в пантомиме роли героев-мальчиков. Все говорили, что она плохо кончит, но она вышла замуж за коммивояжера и прекрасно устроила свою жизнь."
Агата Кристи, Тринадцать загадочных случаев (Компаньонка)

"Амплуа, известное публике разных поколений как "фат", "щеголь" или "сердцеед" прославили на сцене мюзик-холла не столько мужчины, сколько женщины... В нем присутстовал, конечно, дразнящий привкус андрогинности. Но на первый план выходила профессиональная выразительность актрисы, создававшей иронический образ самодовольного мужского щегольства. В особенности, если этой актрисой была Веста Тилли (настоящее имя Матильда Алиса Пауэлс, 1864-1952)"

vesta2 (334x500, 123Kb)



"Все номера Весты Тилли свидетельствовали о незаурядной наблюдательности певицы, умении воплощать на сцене подлинную жизнь в ее наиболее типичных проявлениях. Созданные ею щеголи не походили на картинку из модного журнала, они только наивно хотели походить на нее и делали это с повадками, свойственными той социальной группе, к которой они принадлежали.

afisha (349x500, 235Kb)

В 80-е годы герои Весты Тилли — это юные гуляки и скандалисты, склонные к бесшабашному веселью, всегда готовые учинить разборку в кабаке или разбудить лихими скачками спящую деревню. Об этом повествовала «Прекрасная тихая неделя» — один из ее тогдашних номеров. В начале 90-х она еще пела о тех, кто «готов по ночам и к ссоре, и к драке», но на смену им уже приходили новые герои: Джонни с Пиккадилли с маленьким моноклем или молодой человек по имени Браун, который уезжает на уикэнд в Париж с молодой особой, претендующей на то, чтобы стать его женой.

Исполняя эти номера, актриса не только выражала свое чуть ироничное отношение к издержкам современного дендизма, но стремилась за маской «фата» разглядеть его подлинные человеческие чувства, увидеть маленькую драму несостоявшегося праздника. Таким был и персонаж песни «Под тяжелыми морскими волнами» — простой лондонский паренек, зарабатывающий 15 шиллингов в неделю и спускающий все до последнего цента, чтобы приодеться и провести неделю на морском курорте в Брайтоне. Там, одетый, как настоящий щеголь, он прогуливается под носом у не узнающего его начальника и встречает девушку своей мечты, которая по возвращении в Лондон оказывается обыкновенной судомойкой.

По словам М. Уилсона Дишера, «в течение многих лет представляя на сцене молодых мужчин, она начала понимать их лучше, чем они сами себя понимали. Она становилась ими и в то же время смотрела на них со стороны своими умными женскими глазами".

Когда началась война и вся страна оделась в хаки, Веста Тилли выходила на сцену в образе солдата или моряка. «Благослови, господи, девушку, которая любит солдата»,—пела она, выражая тем самым чаяния десятков тысяч своих верных почитателей.
Ее теперешний герой—юный военный,— был полон той же самоуверенности, что и предшествовавшие ему городские денди — веселые прожигатели жизни. «Я вступил в армию вчера, а это значит, что сегодня здесь все будет в порядке» — так назывался один из ее шедевров этих лет. Однако, в отличие от прежних, ее нынешний герой ежедневно рисковал своей жизнью. Это был тот же самый персонаж, что и в романах Р. Олдингтона или поэзии «оксфордцев», правда, еще не осознавший трагедии своей загубленной молодости. М. Уилсон

vesta3 (320x500, 116Kb)

Дишер признавался, что «когда эта худосочная фигура в хаки, тяжело ступая, пересекала сцену в своих стопудовых форменных ботинках, мне вспоминались слова Фигаро, которые Байрон перевел в своем "Дон Жуане": "Если я смеюсь над чем-то, то это потому, что я боюсь заплакать"."

Вот, кстати, фото мисс Весты Тилли в костюме "principal boy" ("главного мальчика") в пантомиме:

p_boy (386x500, 171Kb)

"...В обществе, где женщина облекала свое тело в многослойные и пышные одежды и не имела права поднимать юбку выше лодыжки, да и то лишь когда она переходила улицу или садилась в экипаж, нарядить эту женщину в узкие обтягивающие брюки было заметной смелостью, отвечавшей тайным устремлениям мужской половины зрительного зала."

Возвращаясь к эпиграфу, как раз мисс Тилли очень разумно устроила свою жизнь. В 25 лет она вышла замуж за импрессарио, а позднее члена парламента сэра Уолтера де Фриза, с которым счастливо прожила до самой его смерти в 1935 году. К тому времени она уже завершила свою карьеру (в 1922 году, в возрасте 58 лет).
family portret (313x500, 106Kb)

Несколько коротких аудиозаписей:
Its Part Of A Policemans Duty (1907)
Algy (1920)
When the right girl comes along (?)
The seaside smile (?)
Jolly good luck to the girl who loves a soldier



Самые объемные цитаты взяты из книги Е. Г. Хайченко "Викторианство в зеркале мюзик-холла". На мой взгляд, это mustread не только для интересующихся викторианством, но и английской литературой и культурой в целом. Хотя расцвет и упадок мюзик-холла пришелся на правление королевы Виктории, Берти Вустер постоянно напевает песенки, перешедшие в ревю из мюзик-холла. Паддингтон и Брауны отправляются на рождественскую пантомиму, такую, которую описывает и Джулиан Барнс в своих Письмах из Лондона. Мюзик-холльный антураж привлекает многих авторов. Выбор богатый - можно считать самым ярким "Бархатные коготки" Сары Уотерс или фильм "Комедиант" Ричардсона (с Великим Оливье), или множество других названий. Более того, не зная канонов мюзик-холла, трудно даже представить себе, насколько он впитался в кинематограф, драму и во вполне современную литературу. Даже в таблоиде SUN персоны превращаются, благодаря подаче, во вполне мюзик-холльных персонажей. В этой же газете я увидела рекламу выступления "Летающих братьев Карамазовых", - и это от названия до смеси ходулей с Шекспиром - тоже наследие мюзик-холла.
Tags: викторианство, женский вокал, книги, музыка, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments