Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Идальго, придворные, инквизиция и плуты всех мастей


"... Однако Филипп IV, а вовсе не его отец, особенно много сделал для того, чтобы придать королевскому величию священный характер, как будто желая своим публичным поведением компенсировать распущенностьсобственной частной жизни. «Он придавал этому такое значение, — говорит Берто, — что действовал и ходил с видом ожившей статуи. Его приближенные говорили, что, когда они разговаривали с ним, он никогда не менял ни выражения лица, ни позы. Он прими мал их, выслушивал и отвечал им с одним и тем же выражением лица, и из всех его частей тела двигались только губы и язык».

...Маршал де Гра-мон, приехавший в Мадрид в 1659 году, чтобы от имени Людовика XIV просить руки инфанты Марии-Терезии, присутствовал на театральном представлении. Он так описывает короля: «Оставаясь неизменно неподвижным в течение всего представления, не пошевелив ни рукой, ни ногой, ни головой, лишь обменявшись единственной репликой с королевой, он удалился затем с той же торжественностью, сделав перед ее величеством подобающий реверанс». Но тот же самый король, правда, несколькими годами ранее, придумал, как оживить спектакль, продублировав его другим, в котором невольными участницами на его глазах стали придворные дамы. «Его величество, — повествует священник Барьонуэво, — приказал, чтобы на следующий день на комедию пришли только женщины, причем без фижм; сам он собирался прийти вместе с королевой и смотреть сквозь жалюзи своей ложи; тем временем приготовили мышеловки с более чем сотней хорошо откормленных мышей, для того, чтобы выпустить их в самый разгар спектакля, как в партере, так и на балконе. Если так сделать, то получится захватывающее зрелище, которое хорошо развлечет их Величества»."
Марселен Дефурно "Повседневная жизнь Испании золотого века"

Книга могла бы называться "Повседневная жизнь Испании во времена Веласкеса" по аналогии с "Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта", тем более, что именно с его картин и биографии для многих начинается знакомство с испанской историей. Тем обиднее, что главы про изобразительное искусство в книге нет - удостоена вниманием лишь литература.

«Конный портрет Филиппа IV» (кликабельно) мог бы быть прекрасной иллюстрацией цитируемого отрывка - на полотне Веласкеса король навеки замер в величественной позе, при этом его конь выполняет "курбет", который, если верить книгам, можно держать не более нескольких секунд.



Ссылки для себя и других интересующихся:
1) В Викитеке обнаружился любопытный диплом "Потреты испанских королей", по-моему, занимательное чтение.
2) еще занимательное чтение по испанскому искусству via Саветри -тыц
Tags: выписки, живопись, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments