Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Categories:

Сколько прекрасного можно запихать в человека за 4 часа

Плохая погода развивает в петербуржцах привычку к посещению музеев. Утро пятницы я провела в ГМИИ им. Пушкина. В межсезонье там нет привозных выставок и, соответственно, километровой очереди.

Как вы ходите в музей? Лично я уверена, что за одно посещение можно посмотреть музей (залы, какие коллекции на виду, как выставлены и оформлены и т. п.), но не все его экспонаты. Моё чувство прекрасного не вмещает больше 3-5 произведений за одно посещение. Выцепить взглядом среди других, рассмотреть, приглядеться, а если повезет, то и проникнуть взглядом глубже, чем он скользит обычно по поверхности холстов, мрамора и металла... - на всё это требуется время. За 4 часа в ГМИИ я обошла залы дважды и увидела 6 экспонатов


1. Антонис Ван Дейк «Леди д' Обиньи и графиня Портленд» (1638 г.)
 (440x319, 53Kb)
В 1638 году лорд д' Обиньи заказывает королевскому живописцу портрет своих жены (в белом) и сестры (в синем) — первых красавиц того времени. Звучит просто, но картина прескандальнейшая — свадьба не получила одобрения ни у родни жениха, ни даже у самого короля — все были возмущены, кроме его сестры графини Портленд. Красоту и невинности леди Катарины, красоту и добросердечие графини и должен был донести до потомков д' Обиньи этот портрет. Загадкой для меня остается участие в мероприятии художника, чей покровитель был противником свадьбы, и розы, которые в обе руки рвет графиня — они скорее намекают на чувственную сторону брака, чем на принятие в семью.

2. Давид Тенирс мл. «Кермиса», (сельский праздник) (ок. 1650 г.)
На небольшом холсте вовсю пляшет сельский праздник, в правом углу приплясывает, высоко поднимая ноги шут. Когда другие кружатся, он подпрыгивает и смотрит только на свою куклу (наподобие Панча или Петрушки), а на него, в свою очередь, смотрит только одна девушка, кавалер вовлекает ее в танец, уводит из центра влево, а она оборачивается и видит, как пляшет шут. Вот-вот девушка отвернется и снова 2 танца на одной площади будет разделять непроницаемая стена.

3. Анжелика Кауфман «Автопортрет с музами (аллегории музыки и живописи)»
 (600x424, 193Kb)
Аллегорические картины и портреты Кауфман, на мой вкус, слащавы не в меру. Её классицизм сглажен романтической дымкой, как фотошопом, а все модели неуловимо напоминают саму художницу волоокостью и невесомыми кудрями. Впрочем, в 18 веке она была в моде, в том числе, в России (после того, как княгиня Дашкова прислала из вояжа аллегорический портрет Екатерины II в качестве подарка к очередной победе русского флота). Перед этим карамельным автопортретом меня просто скрючило от зависти. На полотне изображено, как Анжелика из двух своих талантов после мучительной внутренней борьбы выбирает живопись. Видите эту крикливую Живопись? Видите, что она не зовет, а чуть не тащит за собой художницу. Вы не видите, но я скажу, что в закутке чопорного немецкого классицизма это самая беспокойная фигура, рядом позируют, совершают подвиги и даже умирают с куда меньшей экспрессией. Теперь поместите её внутрь небольшой женщины, и представьте, как силен должен быть огонь призвания, чтобы в 18 веке решиться сделать живопись своим ремеслом, нацелиться на карьеру в ней и преуспеть. Вот это, я понимаю, Призвание. Вся эта сахарная волоокость на соседних стенах нарисована от сердца.
Полная тишина в этом отделе собственной сердечной мышцы меня всегда удручала.

Эразм Грассер «Танцоры мориски» (1480-е)
Эразм Грассер
«Эразм Грассер» на Яндекс.Фотках
Эразм Грассер
«Эразм Грассер» на Яндекс.Фотках
Эразм Грассер
«Эразм Грассер» на Яндекс.Фотках
Эразм Грассер
«Эразм Грассер» на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Деревянные фигуры украшали когда-то верхнюю часть танцевального зала Мюнхенской ратуши. Мориска в Германии из испанского танца мутировала в комическую пантомиму с зафиксированным сюжетом: кавалеры соревнуются в танце перед дамой, а она выбирает шута. Важная подробность — из 16 фигур сохранились только 10, и среди них нет главных действующих лиц — дамы, музыканта и шута. Остались только танцоры, которые вечно будут задирать свои ноги с украшенными колокольчиками чулками, исступленно кружиться, веками на последнем дыхании добиваясь заведомо невозможной благосклонности уже не существующей дамы. Тщетность и интенсивность усилий завораживают. Эти потерявшиеся во времени танцоры, такие яркие и своеобразные, могли бы стать героями романа в духе Олдей. Разумеется, в конце проклятье мориски, которое они сами на себя наложили, должно быть снято, и танцоры наконец остановятся, вздохнут и разойдутся по десяти своим дорогам. Почему-то очень хочется, чтобы их кто-то остановил. Из-за своей утраты они хотя и меньше, чем композиция в танцевальном зале, но больше, чем просто комические персонажи.

Капитолийская волчица (слепок)
 (500x319, 23Kb)
Знаете, эта Волчица — такая собака! Хочется обнять её за шею и прижаться к металлическим завиткам шерсти.

Жан Лоран Монье «Портрет Е. Ф. Муравьевой с сыном Никитой» (1802)
 (300x392, 22Kb)
В такие моменты понимаешь разницу между экспозицией и развешенными картинами. Французские залы в ГМИИ не очень просторные, но в них есть всё необходимое — несколько ужас-ужасов, несколько середнячков в разных жанрах и несколько жемчужин, оправдывающих существование предыдущих двух категорий. Например, этот портрет. Много раз видела его в разных книгах, но только рядом с другими образцами парадного портрета французской школы начала 19 века, только после монструозного конного портрета юного князя Юсупова (представления художника о татарском костюме + лицо с миниатюры +конь, по просьбе заказчика, как на портрете брата Наполеона) и нескольких дам, имитирующих расслабленные позы, видишь, как хорош портрет матери и сына Муравьевых, какой он живой, сколько в нем любви.
Tags: музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments