Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Театральная паутина 2009 и Похождения Колобка

 (247x250, 19Kb)

Вчера вечером вместе с приятельницей смотрели спектакль Карбаускиса "Похождение, составленное по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Я смотрела из Петербурга, она — из под Ярославля, а камера театрального фестиваля «Паутина» так и вовсе стояла в Москве, в театре Табакова.

Каждую среду kultu.ru передает в интернет спектакли из театров разных городов, а раз в году проводит фестиваль. В этот раз, благодаря юбилею, в «Паутину» вошли спектакли по произведениям Гоголя (кстати, обратите внимание на логотип, внимание ;). Открывались фокинской «Женитьбой» и покажут еще 6 спектаклей и одну лекцию — см программу на сайте. Первая трансляция идет живая, а потом пускают повтор в записи.

Дальше, в основном, для моей приятельницы.

Конечно, спектакль для тех, кто хорошо знаком с текстом. Впрочем, если подумать, для тех, кто знаком плохо, работают разве что ТЮЗы. В "Похождениях" это знание использовано как прием. Вот, например, принялись за свой овес три лошадки, а уж зритель сам себе озвучит монолог про Русь-тройку. Получается разговор о том, как и про что сейчас читать "Мертвые души".

Чичикова так и хочется сравнить с Колобком - он появляется перед нами "на сметане мешенным, на масле пряженым", не симпатичным, но человеком и робко перекатывается от ворот захудалого имения к фантастическому своему плану - фантастическому для него, но совершенно очевидному для чиновника. И вот катится Колобок от помещика к помещику и, отражая в себе деформацию каждого из них, постепенно приобретает черты мелкого беса. В финале гнутая-вытянутая пластика Безрукова превращает персонажа в карикатуру, напрочь вытесняя из Колобка, простите, Чичикова, человека.

Очевидно, что с такими людьми вокруг, попробуй-ка не умри духом. Кто же они? Уж точно не гоголевские типы. Да и не типы современные нам. На что помещики похожи, так это на предлоги для мини-бенефиса актеров. Иногда в этих штуках и штучках, линиях и черточках просто теряешься, забывая, на каком ты спектакле. Худощавого тихого Собакевича так и вовсе можно перепутать с широким громогласным Плюшкиным. Что у всех помещиков общего, так это равнодушие к разнице между законным и беззаконным, нравственным и безнравственном. Персонажами движут любые соображения кроме этих.

Даже когда разоблачение близко, они нашего Колобка закрутят, завертят, упакуют в кивер и чуть не съедят не из-за настоящего его проступка, а из-за мнимых, выдуманных от скуки провинциальной жизни. Не дождется Чичиков разоблачения, которого боялся с момента приезда к Манилову - некому заступиться за закон или правду. Такое всепоглощающее равнодушие скорее признак смерти, чем жизни. Поэтому, видимо, и отражение немой сцены "Ревизора" в "Похождениях" становится сценой спящей.

Замысел Гоголя предполагал, что вергилием проведя своего героя через "Ад" первой книги, он выведет его через вторую к нравственному перерождению. С "Чистилищем" не заладилось, а в "Рай" мало кому удается заглянуть отсюда. Колобок Карбаускиса за два с половиной часа проходит путь от мальчика к бесу, а на фоне смертного сна нам снова предъявляют мальчика. Тень надежды - это не "Рай", но лучше, чем ничего.

О том, как что было сделано/сыграно/подсвечено, мне как дилетанту приличнее будет не рассуждать. Могу только заметить, что спектакль доставил много пищи для размышления, но эмоции оставил на голодном пайке. Выше же всего я ценю те постановки, которые затрагивают и то, и другое.

PS Нет, "медийность" Безрукова мне не мешала. Дело в том, что я его видела только в анонсах сериалов про Есенина и Пушкина и в одном телеинтервью, после чего преисполнилась такой антипатии, что дальше анонсов дело не пошло. Спектакль показал, что техника, как минимум, у него хорошая.
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments