Госпожа Старшая Кошка (ulsa) wrote,
Госпожа Старшая Кошка
ulsa

Category:

Мистер Рочестер

Какой у девицы книжный шкаф, такой и девичий идеал. Ни отважные рыцари, ни искатели приключений не вытеснят из моего сердца мистера Эдварда Фейрфакса Рочестера.

Сумасшедшая жена на чердаке, как вы понимаете, не главное. Но предпочтение внутреннего обаяния симметрии черт, возможность питать общением не только эмоции, но и интеллект, увлекательность процесса "притирки" характеров... мне все это и сейчас кажется привлекательным. Описание счастья Джейн покорило меня также, как сочетание страсти и самоконтроля, ее чувство собственного достоинства в любой ситуации.

Нас так же не может утомить общество друг друга, как не может утомить биение сердца, которое бьется в его и в моей груди; поэтому мы неразлучны. Быть вместе - значит для нас чувствовать себя так же непринужденно, как в одиночестве, и так же весело, как в обществе.

Перейдем же к обещанному - к галереи воплощений образа мистера Рочестера в кино (иллюстраторы что-то не балуют вниманием этот роман, по крайней мере, в русских изданиях).

В разных источниках число экранизаций варьируется от 11 до 16, не считая мюзиклов (и не хотела бы это видеть) - список экранизаций на wiki. Я остановилась на 8-ми9-ти наиболее доступных интернет-пользователю звуковых фильмах.

Позволю себе освежить в вашей памяти портрет мистера Рочестера:

На кушетке, слегка откинувшись назад, полулежал мистер Рочестер, его нога покоилась на валике; он смотрел на Адель и на собаку. Пламя ярко освещало все его лицо. Я сразу же узнала в нем вчерашнего незнакомца, - это были те же черные густые брови, тот же массивный угловатый лоб, казавшийся квадратным в рамке темных волос, зачесанных набок. Я узнала
его резко очерченный нос, скорее характерный, чем красивый, раздувающиеся ноздри, говорившие о желчности натуры, жесткие очертания губ и подбородка, - да, все это носило, несомненно, отпечаток угрюмости. Его фигура - он был теперь без плаща - соответствовала массивной голове; не отличаясь ни высоким ростом, ни изяществом, он все же был сложен превосходно, ибо при широких плечах и груди имел стройный стан.




1934 Колин Клайв (Colin Clive)

В движении он кажется моложе, чем на постере фильма. Мне показалось, характер этого Рочестера недостаточно тяжелый.

1944 Орсон Уэлс (Orson Welles)

В этой экранизации и Рочестер и Джейн и Торнфилд больше говорят о вкусах Голливуда того времени - Джейн хорошенькая блондинка, Рочестер напоминает киношного арабского принца, а Торнфилд почему-то уже в середине повествования наполовину состоит из живописных руин. К счатью, глазами Уэлс сверкает качественно, осоенно хорошо он в сценах предложения и возвращения Джейн.

1970 Джордж Скот (George C. Scott)

Тип совершенно отличный от описанного в романе, включая возраст. Многое строится на том, что Эдварду Рочестеру 36-38 - больше, чем Джейн примерно на 18 лет, но не так много для мужчины, чтобы его личность остановилась в развитии. Джордж Скотт скорее уж пожилой джентльмен за 50. На мой вкус в этой экранизации маловато напряжения между Рочестером и Джейн, да и вообще мало страсти. Это очень благопристойная мелодрама.

1973 Майкл Джейстон (Michael Jayston)

В этой телеверсии Рочестер хорошо смотрится только на паузе. Джейстон очень переигрывает и вместо внутренней сложности характера "хлопочет лицом".

1983 Тимоти Далтон (Timothy Dalton)

Далтон держится как красавчик, что совсем не вяжется с моим представлением о Рочестере. Впрочем, мне вообще не очень по вкусу мужчины, которые сознают силу своей привлекательности и активно пользуются ею.

1996 Уильям Хёрт (William Hurt)

Снова русый Рочестер, в этот раз более соответствующий возрасту персонажа. На фото он выглядит совершенно "не в характере", но просмотр фильма меняет впечатление - движение и мимика компенсируют портретное несходство. К сожалению, в этой экранизации роман порезан не лучшим образом, так что у Рочестера исчезли многие выгодные сцены.

1997 Киран Хиндс (Ciaran Hinds)

Что на скриншоте, что в движении - полное несоответствие моим личным ожиданиям.

2006 Тоби Стефанс (Toby Stephens)

В мини-сериях BBC ожидаемо лучший мистер Рочестер. Сценарист, конечно, болван, если не понимает, что сцена после свадьбы и без того наполнена страстью, для этого даже валять Джейн по кровати не надо, но, не считая этого, всё остальное на уровне. Кстати, первая экранизация, где мне было безумно интересно наблюдать за сценами в гостиной с мисс Ингрем (тут совершенно ясно, зачем именно ее пригласил Рочестер). Тоби Стефанс, определенно, играет именно это: "Его голос был полон своеобразной силы, его взгляд - странного огня". Когда Рочестер Стефанса внезапно среди всех выражений лица останавливается на нежности или улыбке, прямо как солнышко выглядывает. Идеальная иллюстрация.

UPD август 2011

2011, Михаэль Фассбендер (Mikhael Fassbender)

Рочестер Фассбендера выглядит самым молодым и самым напуганным из всех Рочестеров, что я видела. Он действительно запутался, он действительно и тонко чувствующий, и эгоистичный одновременно. Это не тот Рочестер, которого видит Джейн (наивная, хотя и рассудительная девушка), это самостоятельный персонаж, чье поведение понятнее зрителю, чем героине.

Подробнее об экранизации 2011

видео-отрывки с Предложением из почти всех экранизаций
Tags: кино, книги, экранизации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments