?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

Музей вырос из частной коллекции древнего искусства и одним из пожертвований стал особняк прямо напротив того самого Лицея. Идти туда стоит, потому что экспонатов не так много , как в государственных музеях, но зато поданы они очень интересно. Ну и собственно кикладские идолы, о которых мы поговорим чуть ниже.

Через 30 лет пор коллекция уже перестала помещаться в домике-прянике и за ним незаметно пристроили вполне современный комплекс в пять этажей. В старом здании сейчас размещают временные выставки современного искусства. Возможно, нам так не повезло, но экспозиция, на порядок слабее восхитительных эклектичных интерьеров. Вот одна из выставок, которые шли тогда в музее (правда, в новом здании) - античные шедевры и рядом современные произведения на тему. По мне так полное "унесите пудинг". То ли дело шутки Фабра в интерьере Эрмитажа, вот это было славно.









Не все предметы прекрасны сами по себе, и далеко не каждый, особенно, если речь о фрагментах, можно представить себе в доме, на агоре или в гимнасии. Один из залов как раз показывает предметы в контексте жизни древнего грека от рождения до похорон при помощи видео-реконструкций сцен их использования. Идешь, глазеешь и осознаешь, что вот те камушки - часть ткацкого станка, а эти серпы не серпы вовсе, а скребки, которыми с атлетов счищали масло. Очень познавательно, вот, кстати, этот ролик, смонтированный целиком, если интересно (по-моему, без реальных предметов немного не то).



Еще больше мне понравились стенды в следующем зале про технику изготовления выставленного. Все ящички и дверцы можно открывать, там текст и картинки про то, как отливали, тянули, лепили, ковали и т.п. Есть даже видео с полным повтороением древнего способа изготовления.



Меня лично просто очаровал процесс создания стекла. Вот очень похожий ролик, а вдогонку видео про античное стекло в коллекции Эрмитажа. Оно всё-таки восхитительное - не такое информативное, как керамика, но очень декоративное. По мотивам этих объяснений музей выпустил книжку. Мы купили из той же серии объяснялок про одежду. Там рассказывается про то, где нарисван на вазе хитон, а где гиматий, кто что носил, и как такое свернуть самому на урок истории или еще по какой надобности.

"Нас будут с почтением называть Гениальными Ваятелями Девятнадцатого Столетия и Великими Создателями Фарфоровых Собачек."



Это "танагра", они же "танагрские терракоты". В конце XIX века при раскопках города Танагра таких статуэток нашли очень много (это был центр производства). Нарядные дамы, раскрашенные нежными цветами, бесцветные заготовки и множество формочек очаровали знатоков своей светскостью и легкостью. Кстати, прикупил таких и Эрмитаж. Вроде бы я даже видела несколько на временной выставке в Пушкинском. Но именно в этой музейной витрине статуэтки действительно произвели впечатление, сходное с описанным в XIX веке. Смотреть другие экспонаты на сайте.

Главное же, ради чего обязательно стоит посетить музей, - кикладские красотки - идолы, вероятно, плодородия (так как почти все фигуры - женские). Где-то 4-5 тысяч лет назад на греческих островах активно делали подобные фигурки из мрамора. Их, разумеется, классифицировали и присвоили типам номера, но в целом это женщины со слегка согнутыми коленями, как бы обнимающие себя руками под грудью, длинная шея, лицо чуть приподнято. Размеры - от крошечных до метровых.



Когда-то у идолов были нарисованные глаза, волосы, украшения. Но со временем они стерлись, так что в 1960-х мир сходил с ума по минималистичным статуэткам с изящными формами. В список побед кикладских красоток записывают обычно Пикассо, Модильяни и еще пару десятков скульпторов и художников. Вдохновение прибавило хлопот археологам, потому что контрабандисты копали быстрее.



С одной стороны, условные, практически, одна и та же женщина. Но каждая при этом сделана заново - со своими отличиями, у каких-то чуть виднее нежный животик, одна капельку повернула голову, у других пальчики на ногах очень подробные, у самой большой есть ушки. Каждой из них передано мастером главное свойство - они все красивы - общей красотой и созданной в первый раз.

Впрочем, больше всего мне понравилась статуетка типа stargazer - самая условная из тех, кто уже перестал быть похожими на контрабас. Руки едва намечены, крошечный носик обозначает запрокинутое лицо, ноги практически неразличимы, на них она только опирается, всё самое главное сосредоточено вовне, вся она импульс движения мысли и интереса вверх.



Смотришь на фигурку, а видишь огромное звездное небо над ней. Настолько же великолепное, как удивившее старика Канта. Впрочем, есть и еще одна параллель:
.

Мир большой и удивительный, он заслуживает восхищения. В честь чего всем в ленту видео с последним запуском с Байконура. Бороться и искать, найти и не сдаваться, и для этого обязательно нужно смотреть на звезды.

официальный сайт музея кикладского искусства
____________________________________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики

Comments

( 5 комментариев — Комментировать )
kii_chan
16 окт, 2017 05:47 (UTC)
ухты! не думала, что эти кикладские фигурки были такие большие (аж до 1,5 метров, пишут). в афинском археологическом их, если помнишь, тоже довольно много, но все небольшие, как кипрский Idol of Pomos.
ulsa
16 окт, 2017 08:14 (UTC)

В Археологическом мне вообще больше всего понравился "бюст" такого идола в зале с микенцами.

carpe_libros
16 окт, 2017 15:50 (UTC)
Как интересно, кажется, я поменяю свои приоритеты и запланирую в следующем году греческое направление.
zoichka2003
17 окт, 2017 08:12 (UTC)
Статуэтки, которые кикладские фигурки, потрясающие, минимум черт и максимум выразительности. и видеоролики тоже здоровские)
( 5 комментариев — Комментировать )

Темы

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow