?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

Не так давно в Эрмитаже гостила архаическая кора, которая произвела на меня сильное впечатление. Еще мне очень понравился ролик про новый музей Акрополя, выглядел он прямо как мечта. Так вот, он действительно великолепен! Просто идеальный археологический музей: четкая концепция, удобный доступ ко всем экспонатам, современное здание, выстроенное под конкретную коллекцию. Это функционально и очень красиво.



Строилось новое здание долго: сначала выбирали проект, потом пришлось решать, что делать с открывшимися при закладке фундамента древностями. Решили музей приподнять и открыть раскопки для посетителей, а все находки выставить. Удачное (и трудоемкое) решение:


Музей стоит напротив Акрополя, из окон и с террасы виден Парфенон, чьи очертания и размеры повторяют основные залы,



потому что в зале третьего этажа размещен знаменитый фриз Парфенона. Точнее, то, что от него осталось. Часть барельефов - копии, рядом с которыми гиды с осуждением произносят "оригиналы находятся в Британском музее". В свое время Великобритания отказала в возвращении этих экспонатов со словами "да вам и выставить негде!". Так что весь музей был отчасти "ответочкой" на это обидное заявление. На открытие свой кусочек Парфенона прислал Ватикан, Великобритания же успешно игнорирует жирный намек. С другой стороны, так им весь музей раздать придется. Тем более, что в момент вывоза это были героически хм попертые из под носа у турок обломки, за которые британское правительство выложило героическому попирателю кругленькую сумму. В то время у всех иностранных миссий был девиз "тащите, всё античное, что плохо лежит, пока турки не разрушили". Вот так Европа и переоткрыла греческое искусство.



Это очень интересно, что по сути всё греческое, включая визуальную составляющую прошло через римский фильтр. Поэтому Акрополь удивляет, в его скульптуре есть движение и какая-то неправильность, которая делает фигуры более живыми, чем в римских залах музеев или в залах Возрождения, которое вовсе не напрямую наследует веку Перикла. История переоткрытия древней Греции очень занимательная штука, и я хочу почитать об этом побольше в ближайшее время.

Самая далекая от человека, впитавшего античность фоном, часть эскпозиции - архаические коры и всадники. Во-первых, цвет - они были раскрашены и еще как! Во-вторых, эмоциональность изображений. Удивительно, сколько в них радости. Потом красота станет совершеннее и вместе с стем холоднее. Это даже более яркое впечатление, чем ТА САМАЯ НИКА, завязывающая ТУ САМУЮ сандалию.



Что касается красок, то как только их не изучали: по зарисовкам первых археологов, по химическому анализу и с помощью более сложного сканирования, так что у многих кор есть рядом копии раскрашенных фрагментов в "натуральную яркость", у парочки (включая гостившую в Эрмитаже) есть видеореконструкции, а у одного из всадников даже выткан кусочек ткани ярких штанов.



И да, фризы, конечно, тоже были раскрашены - иначе бы их не было видно с земли, поэтому смотрим на белое и представляем себе синий фон (нейтральный для древних Греков, как пишет Пастуро), цветную одежду и золоченую упряж на лошадях (рельевы с кониками мои любимые).

Самая грустная часть экспозиции - период, когда что-то значимое возводили в Афинах только иностранцы, мечтавшие прислониться к истории великого города. Ну а потом и вовсе, провинция и печаль отбитых лиц кариатид Эрехтейона (одна из четырех тоже копия, оригинал в Британском музее). Кстати, они стоят в музее, тщательно очищенные, как и многие другие элементы декора, замененные на свежем воздухе копиями, потому что не такой уж он и свежий в большом городе.

Не успели мы пошутить, что Парфенон в очередной раз немного пересобирают, потому что что-то в прошлый раз воткнули немного неправильно, как вот оно - натуральное лего:


Повторюсь, это было великолепно, и если есть возможность заглянуть в Афины всего на один день, идти нужно именно в музей Акрополя. Просто потому, что потерять голову от критского искусства намного удобнее в Ираклионе, а быстро получить прививку античности лучше в музее Акрополя, чем в перенасыщенном экспонатами Национальным Археологическом.

Небольшое видео о музее:


сайт музея
канал на ютубе
Лекция про Эрехтейон и его кариатид (рус)
_________________________________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики

Последние записи в журнале

  • (no subject)

    Когда книги о Гарри Поттере выходили по одной в год, параллельно официальным делались самопальные переводы - на коленке, печворковые от склейки работ…

  • Выставка "Владыки океана" в Музеях Московского Кремля

    Роскошь и богатство в старых кигах представлялись мне такими, как на иллюстрации Рейпольского к "Синей бороде", где подруги новобрачной обмирают от…

  • Книжные итоги 2017

    Новая книжная привычка этого года - bookmate. Было немного странно обойтись без владения даже файлом, но со временем улеглось. Тем более, что…

  • Что почитать: фантастика

    В этой рубрике у меня всё больше бодреньких экшенов, потому что ничто так не скрашивает пробку в маршрутке, как мордобой на экране киндла. Но это…

  • Что почитать: нонфикшен

    Энн Холландер "Взгляд сквозь одежду" Эту книгу я взяла с собой в поездку на родину всея Драпировки. Этой теме в книге уделено довольно много…

  • Что почитать: немертвые русские писатели 2017

    Зачем всё это Дину Рубину прочитала, потому что часть действия происходит в Праге, остальное выбрала из премиальных списков. Списки 2017 хорошие -…

Comments

( 4 комментария — Комментировать )
carpe_libros
15 сент, 2017 15:01 (UTC)
Замечательно, и спасибо за ссылки.
ulsa
15 сент, 2017 17:35 (UTC)
спасибо и пожалуйста :)
лекций там целый цикл, так что я уже поняла, что буду в ближайшее время слушать, пока мою полы и посуду :)))
ulsa
15 сент, 2017 17:42 (UTC)
Нашла еще интересный пост, там показывают кору из Британского музея. Вынуждена согласиться, XX век повредил афинским больше, чем все предыдущие: http://cicerone2007.livejournal.com/76764.html
carpe_libros
16 сент, 2017 17:42 (UTC)
Спасибо, очень познавательный пост, и весь журнал тоже.
( 4 комментария — Комментировать )

Темы

О чем это мы тут?

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow