?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

В эту субботу совместили приятное с приятным и посмотрели Рафаэля в ГМИИ и Roma Aeterna в Третьяковской галерее. Статистика говорит, люди стали чаще ходить в музеи. Очень заметно: электронные билеты покупали еще в октябре, и вроде бы на Рафаэля их уже все разобрали, остался только вариант живой (и длинной очереди).

Рафаэль. Поэзия образа. - до 11 декабря 2016
Это самая трогательная сцена с выставки. На фото не видно, но женщина справа кормит грудью пухлого млаленца. Хороший получился диалог:

20161126_115259_sm (600x450, 110Kb)

Выставка состоит из 8 картин и трех рисунков, что только в цифрах мало, а на самом деле просто роскошный подарок. Даже на скучных, чего уж там, парадных портретах, можно бесконечно любоваться характерным ярким и "прозрачным" цветом. Извините, но в расшитых золотыми вставками рукавах Елизаветы Гонзаго больше жизни, чем в лице самой модели. Зато перед портретом "Немая" почти всегда пусто: на этой даме нет роскошных украшений и многослойных шелков, даже фон темный - без привычных деревьев и холмов. Но на этот раз на портрете действительно личность, одни ее руки говорят зрителю больше, чем остальные картины вместе взятые, здесь чувствуется интерес художника к модели, какой-то диалог.

"Экстаз святой Цецилии" привлекает историей, которую можно достроить по фигурам и их атрибутам: Цецилия уже не здесь, Павел весь в себе, но по-другому поводу, Иоанн и Августин поглощены диалогом, а Мария Магдалена обращается напрямую к зрителю. Правда, я бы хотела развидеть, как св. Павел небрежно двумя пальцами держит огромный двуручный меч. Изначально, похоже, в руке была только бумага, но раз пара пальчиков свободна, отчего бы не подержать противоположность посоха св. Августина, пусть это и полутораметровая железяка.

Приятно, что к выставке подготовили мини-цикл видеолекций на Арзамасе в помощь пытливому посетителю.

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана - до 19 февраля

42 картины и три зала - это очень много для одного дня. Если будет возможность вернуться на выставку, обязательно это сделаю, просто потому что после первого зала уже совершенно не осталось сил, и барочные игры с тенью совершенно не тронули. Я понимаю, что у меня в каждом рассказе про выставки в других городах возникает тема Эрмитажа, но именно его коллекция влияет на то, что "присвоивший" себе его залы человек готов увидеть и воспринять. Сколько в среднем человек (неспециалист) может любить чернофигурных ваз? Ну где-то штук 5, и после "ласточки" даже в греческих региональных музеях нападает зевота. Пока не получишь, фигурально выражаясь, лабрисом по голове в минойских залах музея в Ираклионе. Казалось бы, после Джорджоне и Тициана, и даже да Винчи, что может произвести сходный эффект? Беллини. Его венценосные составители коллекций проигнорировали, так что ничто не могло меня подготовить к "Оплакиванию Христа". Добавим, что в этом же зале находится Фра Беато Анджелико. Как раз парочка мадонн фра в Эрмитаже есть, но история в движении, краски, пейзаж фигуры выглядят совершенно иначе, намного более живыми и даже авангардными, если смотреть на пейзаж.

Глядя на музицирующих ангелов Mелоццо да Форли, понимаешь, кем хотели быть прерафаэлиты (когда вырастут). Ну а перейдя во второй зал "Высокого Ренессанса и барокко", понимаешь, почему ПРЕД, действительно, монстров эти периоды породили достаточно. Затрудняюсь сказать, что отталкивает сильнее: "Троица с мертвым Христом" Караччи или мученичество св. Эразма кисти Пуссена. Можете себе представить: из мученика тянут кишки, а сверху пухлые ангелочки с таким энтузиазмом машут растительностью, что уже начинаешь сомневаться, за кого именно они болеют. Бархатные тени, пышность тканей, огромные размеры - все это как-то побледнело после крошечной, но увлекательной сцены со святым Николаем у Фра Анджелико, и застегнутой на все пуговицы, но разрывающейся от боли Магдалены у Беллини. В сравнении сложное проигрывает простому, в идеале нужно разбивать эти два зала на два посещения.

Третий же в расчет можно особо не принимать, там висит скорее курьез - заявка на грант в 8 слайдахкартинах. Галантными сценами наблюдения планет заказчик думал сподвигнуть папу на финансирование обсерватории в Болнье.

У обеих выставок есть каталоги, но в рафаэлефском на некоторых картинах заметна проблема с цветопередачей, в том числе, увы на "Экстазе". Зато очень много дополнительной информации о Рафаэле. В каталог Roma Aeterna получше с цветами и прилагается рассказ про Пианкотеку Ватикана. К выставке, как это часть бывает в Третьяковской галерее, выпустили бесплатный буклет мини-формата без иллюстраций с кратким рассказом о каждой картине. Так что зритель не уйдет непросвещенным, даже если не смог себе позволить аудиогид или полный каталог (ценник, кстати, вполне приемлемый, 2 тысячи, а за Рафаэля - полторы).

Темы:

Темы

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow