?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

Бакст в Русском музее

Вчера добралась до выставки Бакста в Русском музее. На сравнительно небольшом пространстве там в субботу одновременно бродили три или четыре экскурсии, причем каждый экскурсовод выбирал свои 5-6 экспонатов для рассказа. Так что, если не полениться, можно сложить все части головоломки. Отчасти это попробовали сделать в мини-фильме (теперь стало хорошим тоном сопровождать ими выставки, как погляжу).

На выставке впервые увидела марокканские пастели, которые напомнили про солнечные портреты, которые позже привезет оттуда потом Серебрякова (на самом деле, надо вспомнить про Делакруа, которым восхищался Бакст в этот период). После поездки на Крит иначе воспринимается знакомый с детства "Древний ужас". Греческая бесстрастная кора, как стало понятно, не имеет ничего общего с "Парижанкой" или жрицами со стен критских дворцов. Хотя в ней приятно узнать Европу с картины Серова. С другой стороны размещена "Встреча адмирала Ф. К. Авелана в Париже 5 октября 1893 года" - яркая, многофигурная, праздничная. В отличие от ужаса, это вечный обитатель запасников. Между двумя полотнами много общего: вид немного сверху, театральность в позах, на парижском даже площадь и потоки людей напоминают декорацию.

Ни на что в живописной части выставки не похож "Ужин": черное платье и шляпа запятой, рыжие волосы, яркие апельсины, и самое скандальное, надо признать, едва намеченная улыбка Анны Бенуа. В ней нет желания понравиться, но есть откровенное удовольствие от того, как хороша модель, как ей идет декадентский наряд, как она наслаждается шампанским и смущением зрителя. Через 7 лет для того же эффекта потребуется чуть не целиком раздеть Иду Рубинштейн в партии Клеопатры. Из портретов особенно тронули изображения Александра Бенуа. В лекции "1900-1910-е гг., дома моды" как раз много говорилось о влиянии Русских сезонов, в том числе, костюмов Бакста, на парижскую моду. Жаль, что в каталоге именно костюмы освещены не очень хорошо - на маленьких иллюстрациях и не рассмотреть ничего толком.

zH525x6EcaI (463x700, 76Kb)
фото из официальной группы вконтакте

В завершающем "театральном" зале выставлены не только эскизы и реконструкции костюмов, но и роскошный занавес:

фото из официальной группы вконтакте

После грандиозной выставки Серова на Крымском валу и роскошной выставки Коровина в Русском же несколько лет назад выставка с экспонатами почти целиком из фондов одного музея кажется скромной. Но это уже гораздо больше, чем мы видели в постоянной экспозиции, и достаточно, чтобы оценить, насколько оригинальным и разнообразным художником был Бакст - больше, чем только изящные черно-белые виньетки, яркие балетные костюмы и "Древний ужас".

Напротив выставки Бакста на первом этаже корпуса Бенуа расположена большая и прекрасно оформленная выставка "Цирк". Но перед ее осмотром лучше сделать паузу или не пожалеть времени и прийти в другой день. Уж очень разное у них настроение, а цирковые залы тоже заслуживают внимания. Картины, скульптура и керамика из Русского музея совмещены там с костюмами, реквизитом и афишами из Музея циркового искусства. Небольшой отчет о выставке из сообщества "Цирк в России".

Темы:

Comments

( 3 комментария — Комментировать )
reldo
17 апр, 2016 19:49 (UTC)
А я должна была пойти на открытие и забыла. :(
Теперь собираюсь дойти, уже второй месяц пошёл как.
Спасибо что напомнили.

Серова и Коровина - роскошные выставки были, точно. Восторг и вдохновение.
ulsa
18 апр, 2016 04:43 (UTC)
Да, стоит.
mahotsukai
18 апр, 2016 06:29 (UTC)
Я в прошлый понедельник туда ходила. Вышла от своего доктора и вдруг ощутила такую вселенскую грусть, что срочно нужно было что-то предпринять. Эрмитаж по понедельникам закрыт, ну я и направила стопы в корпус Бенуа. Вечером уже сидела в глубокой благодарности Баксту за то, что он был и творил. "Искусство душу лечит, как и мордобой" (С).
( 3 комментария — Комментировать )

Темы

О чем это мы тут?

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow