?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

Ночь музеев 2015 (Москва)

Впервые за 5 лет провела ночь музеев не в Петербурге, а в Москве. Вообще-то, по программе это не совсем ночь, скорее вечер. Довольно мало мест работают до полуночи, и совсем уж мало кто до утра. Так что чуть ли не всё самое интересное происходит с шести до девяти. К тому же, чуть не на все экскурсии нужно записываться заранее. Программу на официальном сайте повесили в середине 14 мая, а 15 утром мест уже почти нигде не было. У нас в этом смысле всё организовано как-то более человеколюбиво, хоть и с единым платным билетом.

Увы, погода полностью исключала поездку в одну из усадеб, а там было очень интересно. Собственно, дождь лил почти сутки с самого моего приезда, поэтому прогулки исключались тоже - только короткие перебежки. В такую погоду хорошо ходить в гости, так что я составила нам тематическую прогулку по музеям-квартирам. Под катом много цитат, потому что прогулка театрально-литературная.


Музей-квартира В. И. Немировича-Данченко
"Опять застучала машинка, а я стал осматривать стены и убедился, что на каждом из снимков или карточек был изображен Аристарх Платонович в компании с другими лицами.
Так, пожелтевший старый снимок изображал Аристарха Платоновича на опушке леса. Аристарх Платонович был одет по-осеннему и городскому, в ботах, в пальто и цилиндре. А спутник его был в какой-то кацавейке, с ягдташем, с двухствольным ружьем. Лицо спутника, пенсне, седая борода показались мне знакомы.
Поликсена Торопецкая тут обнаружила замечательное свойство — в одно и то же время писать и видеть каким-то волшебным образом, что делается в комнате. Я даже вздрогнул, когда она, не дожидаясь вопроса, сказала:— Да, да, Аристарх Платонович с Тургеневым на охоте.
Таким же образом я узнал, что двое в шубах у подъезда Славянского Базара, рядом с пароконным извозчиком — Аристарх Платонович и Островский.
Четверо за столом, а сзади фикус: Аристарх Платонович, Писемский, Григорович и Лесков.
О следующем снимке не нужно было и спрашивать: старик босой, в длинной рубахе, засунувший руки за поясок, с бровями, как кусты, с запущенной бородой и лысый, не мог быть никем иным, кроме Льва Толстого. Аристарх Платонович стоял против него в плоской соломенной шляпе, в чесучовом летнем пиджаке.
Но следующая акварель поразила меня выше всякой меры. «Не может этого быть!» — подумал я. В бедной комнате, в кресле, сидел человек с длиннейшим птичьим носом, больными и встревоженными глазами, с волосами, ниспадавшими прямыми прядями на изможденные щеки, в узких светлых брюках со штрипками, в обуви с квадратными носами, во фрачке синем. Рукопись на коленях, свеча в шандале на столе.
Молодой человек лет шестнадцати, еще без бакенбард, но с тем же надменным носом, словом, несомненный Аристарх Платонович, в курточке, стоял, опираясь руками на стол.
Я выпучил глаза на Поликсену, и та ответила сухо:
— Да, да. Гоголь читает Аристарху Платоновичу вторую часть «Мертвых душ».

М. А. Булгаков "Театральный роман"

Мхатовский дом весь увешан памятными досками, а музеев-квартир в нем целых две. Нас интересовала квартира Немировича-Данченко. Неорганизованная группа явно тяготила экскурсовода, но он мужественно решил вывести нас из мрака неведения, и по четырем комнатам мы шли два часа. В прихожей мы поговорили о биографии Владимира Ивановича, МХТ, Станиславском, актерах, с которыми он работал и несколько внезапно о "Днях Турбиных". Причем экскурсовод, как нарочно постоянно путал имя отчество Булгакова. Хотя это и из следующей главы.

"Почему, черт возьми, им хочется, чтобы я был Леонтием Сергеевичем? Вероятно, это удобнее выговаривать, чем Сергей Леонтьевич?.. Впрочем, это не важно!
М. Булгаков "Театральный роман"

Столовая выглядит как уютная жилая комната, но на самом деле это мемориал покойной на момент переезда супруги хозяина. Вышивки принадлежали баронессе Корф и ее родственницам, а хрусталь и фарфор - памятные подарки.



Птичка на столе - подарок Сергея Образцова, вторая музейная квартира в доме как раз принадлежит ему. Птичка XIX века, до сих пор очень мелодично, хотя и тихо чирикает, если ее завести.

А вот замечательная гостиная-кабинет-библиотека:



Особенно меня впечатлил выполненный на заказ книжный шкаф с пьесами и другими материалами для работы режиссера. Принцип, по которому расположены авторы никому не известен, не по странам, не по эпохам и не по алфавиту, по какой-то толко заказчику известной системе:





В секретере тоже мемориал покойной баронессы - ее вещи, фото



Хотя, конечно, по сравнению с копией надгробного памятника на стене в ногах кровати это еще цветочки. Мне она из переписки Чеховых запомнилась как особа обыкновенная:

"...Здесь Шехтель из Москвы. Выиграл чертову гибель в рулетку и завтра уезжает. Здесь Вл. Немирович со своей супругой. Здесь она, около других женщин, кажется такой банальной, точно серпуховская купчиха. Покупает черт знает что и все как бы подешевле. Мне жаль, что он с ней. А он, по обыкновению, хороший человек, и с ним нескучно..."
28 декабря 1900, Ницца письмо А. П. Чехова к О. Л. Книппер

"...Вчера днем твоя любимая Екатерина Никол. Немирович вступила в исполнение возложенных на нее обязанностей в Худож. театре. Ей поручено одевать всех дам. Вл. Ив. представил ее всем ученицам. Ждали Станиславского, но он приехал поздно, т.ч. солистов отпустили. Я, конечно, с ней советоваться не буду..."
3 ноября 1901, Москва письмо О. Л. Книппер к А. П. Чехову



Впрочем, у Ольги Леонардовны были свои причины язвить на счет Екатерины Николаевны. И не будем больше об этом.

Музей-квартира К. С. Станиславского (и оперная студия)
"...Как пройдете большой серый дом, — говорил Бомбардов, — повернете налево, в тупичок. Тут уж легко найдете. Ворота резные, чугунные, дом с колоннами. С улицы входа нету, а поверните за угол во дворе... Войдите и подымайтесь по деревянной лестнице. Потом еще дверь. Войдите. Там увидите черный бюст Островского. А напротив беленькие колонны и черная-пречерная печка..."
М. А. Булгаков "Театральный роман"

Дом 6 в Леонтьевском переулке выглядит точно так же, как описан в главе "Сивцев вражек". Только бюст Островского сменил бюст Станиславского (печка как раз у меня за спиной):



"— Аристарх Платонович не может ему ничего сказать, так как Аристарх Платонович не разговаривает с Иваном Васильевичем с тысяча восемьсот восемьдесят пятого года.
— Как это может быть?
— Они поссорились в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году и с тех пор не встречаются, не говорят друг с другом даже по телефону."

М. А. Булгаков "Театральный роман"

И вы знаете? Таки да! В музее Станиславского ни разу не прозвучала фамилия Немирович-Данченко. А ведь это два филиала одного музея МХТ

Если у Владимира Ивановича квартира была самая на момент постройки современная и в престижном доме, то "Сивцев вражек"/Леонтьевский переулок носит печальные следы уплотнения и упрощения. Хотя, надо признать, что переехал Немирович-Данченко только в 1938, в год смерти Станиславского. Так что контраст не такой уж контрастный, только в рамках одного посещения. Там сороковые, тут двадцатые. Итак, комнаты некогда купеческого особняка на одну семью поменяли назначение, вопреки росписи плафонов. Знаменитый рыцарский кабинет Станиславского разобран - дверь в одном месте, шкафы в другом, остатки доспехов и оружия в третьем. Рабочая комната (репетиционная) перегорожена книжным шкафом вместо кулис. Венецианское кресло - следы экспедиции перед постановкой "Отелло"



Место с подушечкой, как уверяла экскурсовод, любимое у Константина Сергеевича, значит Иван Васильевич слушал Максудова именно там.

Та самая тяжелая дверь:



Библиотека выглядит попросту походной по сравнению с квартирой в Глинищевском переулке:



Последний оплот логики, столовая и только, без всяких совмещений:



Зал нам сфотографировать не удалось - там шла репетиция. Но заглянуть мы успели. Действительно, при постановке "Евгения Онегина" студии пришлось покрутиться, даже не думала, когда читала, что портик с колоннами настолько много отнимает места на сцене.

Второй этаж был уплотнен, от оригинальных интерьеров мало что сохранилось, поэтому там проводятся временные выставки. Одна из них как раз была посвящена "Дням Турбиных"



В этой реконструкции использованы подлинные кресла, заказанные когда-то для всех кабинетов МХТ разом, без различия чинов и званий.

Дом Шаляпина
"Я приложил дуло к виску, неверным пальцем нашарил собачку. В это же время снизу послышались очень знакомые мне звуки, сипло заиграл оркестр, и тенор в граммофоне запел:
Но мне Бог возвратит ли все?!.
«Батюшки! „Фауст"! — подумал я. — Ну, уж это, действительно, вовремя. Однако подожду выхода Мефистофеля. В последний раз. Больше никогда не услышу».
Оркестр то пропадал под полом, то появлялся, но тенор кричал все громче:
Проклинаю я жизнь, веру и все науки!
«Сейчас, сейчас, — думал я, — но как быстро он поет!..»
Тенор крикнул отчаянно, затем грохнул оркестр.
Дрожащий палец лег на собачку, и в это мгновение грохот оглушил меня, сердце куда-то провалилось, мне показалось, что пламя вылетело из керосинки в потолок, я уронил револьвер.
Тут грохот повторился. Снизу донесся тяжкий басовый голос:
— Вот и я!
Я повернулся к двери.

М. А. Булгаков "Театральный роман"

Итак, играет пластинка любимой оперы Булгакова (про нее я немного писала вот тут), и вот-вот вступит Мефистофель, разумеется, в записи на русском языке это партия Федора Шаляпина, чью фотографию с молодыми студийцами МХТ мы видели в прихожей у Немировича-Данченко.

Если центр жизни двух предыдущих квартир - это рабочие кабинеты-репетиционные, библиотеки, то в этом доме - столовая, будуар хозяйки и бильярдная. Здесь умели жить со вкусом: давали прекрасные обеды, принимали интересных гостей, любовались картинами, играли на рояле и наслаждались прекрасным видом и красивыми вещами.





Бильярд был самый роскошный по тем временам, другим чудом был какой-то удивительно современный телефон, на который, собствено, и смотрят экскурсанты на заднем плане:


Будуар хозяйки


История ужасно романтичная - молодой бас ухаживал за иностранной прима-балериной, не зная на итальянском никаких слов, кроме оперных терминов. И через некоторое время преуспел, им невозможно было не очароваться, судя по воспоминаниям современников. Выставки на втором этаже как раз про любовь к Шаляпину - подарки поклонников, портреты, сделанные друзьями художниками, ордена даже. Об успехе Шаляпина прекрасно пишет Влас Дорошевич в своем очерке "Шаляпин в Scala".





На сайте музея много интересных дополнительных материалов.
Кстати, в Петербурге тоже есть музей Шаляпина - петербургская квартира, откуда он уехал в Париж со второй женой и почти полным набором детей от двух браков. И памятник у нас есть тоже. Только в Москве Шаляпин сидит недалеко от музея в летнем костюме, по-коровински, а в Петербурге стоит ближе к бывшему Народному дому (ныне Мюзик-холлу) в шубе по-кустодиевски.

Булгаковский трамвай
Интересно. Человек окончил приходскую школу, бреется каждый день и лежит на полу возле керосинки. Вы — трудный человек!
М. А. Булгаков "Театральный роман"

Очередь в нехорошую квартиру была огромная, несмотря на дождь. К счастью, мы с помощью zoichka2003 заранее запаслись билетами на экскурсионный "трамвай".



На 302 бис мы прокатились по булгаковской Москве, увидели дом Маргариты, Моссолит, Патриаршьи. Экскурсовод в легком стиле не только вспомнил биографию писателя, но и перемыл попутно кости современникам и соседям Булгакова. Хотя, это еще кто кому, что "Театральный роман", что "Мастер и Маргарита" в смысле прототипов были совершенно прозрачны для Москвы литературно-театральной. В общем, мы ни минуты не скучали (хотя темная дождливая ночь не самое удачное время для экскурсий, надо признать).



Завершили экскурсию в музей-театре. Кота не видели, зато видели Коровьева.

После такой удачной остановки открылось второе дыхание, и мы бы ого бы... но, ливень загнал в такси. Между прочим, погода была НАСТОЛЬКО плохая, что сегодня обсуждают, не повторить ли еще разок.



ночь музеев 2014, 2013, 2012, 2011, 2010

Comments

( 4 комментария — Комментировать )
reldo
19 май, 2015 00:34 (UTC)
Если будут повторять Ночь музеев, это прекрасный повод поехать в Москву. Было бы не плохо.
ulsa
19 май, 2015 07:16 (UTC)
На сайте уже написано, что таки да http://www.museumnight.org/
kii_chan
19 май, 2015 18:24 (UTC)
очень интересно!
ulsa
19 май, 2015 19:14 (UTC)
Да уж, мы не полагаемся на других людей, хочешь хорошенько себя развлечь, озаботься сам :))))
( 4 комментария — Комментировать )

Темы

О чем это мы тут?

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow