?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

В каком-то смысле выбор спектакля был шагом назад - в тот период, когда театр и оперу я воспринимала только как продолжение жизни букв. "Фауст" мне потребовался потому, что опера была очень популярна до революции (конечно, с Шаляпиным), и ее любили многие литераторы. Особенно Михаил Афанасьевич Булгаков.

В каком-то смысле выбор спектакля был шагом назад - в тот период, когда театр и оперу я воспринимала только как продолжение жизни букв. "Фауст" мне потребовался потому, что опера была очень популярна до революции (конечно, с Шаляпиным), и ее любили многие литераторы. Особенно Михаил Афанасьевич Булгаков.

Я приложил дуло к виску, неверным пальцем нашарил собачку. В это же время снизу послышались очень знакомые мне звуки, сипло заиграл оркестр, и тенор в граммофоне запел:
Но мне Бог возвратит ли все?!.
«Батюшки! „Фауст"! — подумал я. — Ну, уж это, действительно, вовремя. Однако подожду выхода Мефистофеля. В последний раз. Больше никогда не услышу».
Оркестр то пропадал под полом, то появлялся, но тенор кричал все громче:
Проклинаю я жизнь, веру и все науки!
«Сейчас, сейчас, — думал я, — но как быстро он поет!..»
Тенор крикнул отчаянно, затем грохнул оркестр.
Дрожащий палец лег на собачку, и в это мгновение грохот оглушил меня, сердце куда-то провалилось, мне показалось, что пламя вылетело из керосинки в потолок, я уронил револьвер.
Тут грохот повторился. Снизу донесся тяжкий басовый голос:
— Вот и я!
Я повернулся к двери.

из Театрального романа

Но интереснее, конечно попробовать проследить влияние оперы на "Мастера и Маргариту". Мне попадались в статьях упоминание шпаги Валентина и другие отсылки, но только оперный спектакль целиком дает полное представление о связи "Фауста" с романом. По меньшей мере, с Фаустом Гунно связь у него сильнее, чем с Фаустом Гёте. И, конечно же, Маргарита, и вот почему эта странная сцена на балу. Помните, Маргарита встречает у Воланда Фриду, убившую ребенка. Ребенка, которого у Маргариты никогда не было, которого она хотела - "была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва много плакала, а потом стала злая" - и тратит на нее свое желание. Если это встреча злого двойника Гретхен с первоисточником, то вполне, вполне. И если Наталья Павловна из "Графа Нулина" появилась на свет как Лукреция, давшая Тарквинию пощечину, то Маргарита Булгакова вполне могла бы быть героиней Гунно, которая поступила со своим Фаустом великодушнее, чем он с ней. Ну или гораздо, гораздо более жестоко, как посмотреть. Впрочем, об этом уже наверняка есть диссертация, но опера обычному читателю будет интереснее.

Для такого рода штудий постановка Мариинского просто идеальна. Она, если говорить кратко, никакая: никаких кунштюков - всё строго по либретто, "читабельные" декорации, никакой интерпретации образов (ну сделали из Зибеля девушку, подумаешь, его и так и так поет меццо-сопрано), ненавязчиво что-то происходит, но без всякой сверхзадачи. Говорят, у Мефистофеля в первых спектаклях даже был хвост (в наши дни это уже почти вампука). В результате при исполнении вторым-третьим составом основное впечатление производит именно материал. И вот его надо бы переслушать в каком-то более бодром варианте. arashi_opera, буду признательна за совет.

765435678 (1) (580x326, 113Kb)

Comments

( 2 комментария — Комментировать )
arashi_opera
4 мар, 2015 19:44 (UTC)
Да "Фаустов" навалом по сравнению с "Мефистофелем" Бойто. Я сама эту оперу не слишком люблю, но вот была неплохая постановка МакВикара из ROH, с Тервелем и Георгиу (неожиданно приличной). Или с Кауфманном из Мет.

Edited at 2015-03-04 19:45 (UTC)
ulsa
4 мар, 2015 19:49 (UTC)
О! С Кауфманом. Это решающий аргумент :) Спасибо.
( 2 комментария — Комментировать )

Темы

О чем это мы тут?

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow