?

Log in

No account? Create an account

Пост до | Пост после

В обычных обстоятельствах я стараюсь соблюдать дистанцию с современным изобразительным искусством. Но в этот раз представилась возможность прогуляться по Манифесте с экскурсией и в хорошей компании.

Я впервые была в реконструированном здании Главного штаба, надо сказать, очень впечатляет. Современному искусству (которое главным образом планируется там размещать) явно будет где развернуться. При этом тот же Матисс очень удачно смотрится в контрасте с бетоном и стеклом новой крыши.

Что удивляет в экспозиции - ее традиционность. Никаких заигрываний с модными темами вроде селфи, мемов, видео с места военных действий, гаджетов, передающих твой пульс на сервер (с копией АНБ ;) или каких-то интересных технических штук вроде расширения среды восприятия экспоната за счет выхода в приложение или в веб. За вычетом ускоренной прокрутки суточной смены освещения ("Скорый день" Вадима Фишкина) и оптических опытов Анны Вероники Янсенс, по большей части это холст, масло, фотоколлаж и довольно бесхитростное видео. Практически, скромное достоинство классических инструментов.

Как раз в зале Янсенс можно приятно провести время в размышлениях об искусстве"после атомной бомбы". Дескать, никто не пишет для вечности, работаем с пустотой, светом и звуком здесь и сейчас. Но скульптура хотя и уже в виде воды и парафиновой пленки в аквариуме, а все же еще на пьедестале, по-музейному, как старая добрая Венера Милосская. Да и не похоже, чтобы авторов большинства представленных работ прямо таки рвало на части от ежедневного осознания внезапной конечности бытия в любую минуту (вместе с их поделками и Венерой Милосской). Слабо верится, что можно в таком настроении вести игры с физиологией восприятия объема, цвета и времени или с удовольствием собирать пазл из штампованных Монро.

Кстати, как раз сюжет разбитой любви на фоне Летнего сада с жестами немного кино на чуть тронутыми анилиновыми красками черно-белыми фото выглядит абсолютным и вечным торжеством жизни во всей ее банальности (хотя героиня в конце и умирает, как положено в действительно слезовыжимательной "фильме"). Как-то мне попадалась отличная статья на тему сентиментальной открытки первой половины XX века - не просто так она пережила на стенах квартир и на крышках чемоданов гонения и хулу.

Любопытно, что на "Срезе" (Томаса Хиршхорн) вместо сентиментальностей как раз картины русских футуристов. В мешанине старой мебели и неустроенного быта они выглядят строгими иконами, духовным стержнем, окном в вечность. И это не только потому, что картины подлинные (из фондов Русского музея). Есть в русском футуризме божественное безумие, готовность построить новый мир, новый язык, нового человека. С футуристами же перекликается на своих холст-масло Павел Пепперштейн. Совершенно традиционными способами и сильнее закрытых комнат с музыкой и лампами воздействуют на зрителя картины бодрой старушки Лассниг.

Возможно, для Главного штаба подборка произведений нарочно включает самые консервативные с точки зрения формы и идей. Причем там, где средствами искусства пытаются конкурировать с наукой, мне кажется, современное искусство сильно проигрывает. Между "необычайно в этот раз конкретными и экспрессивными" беспрерывными поворотами жирной красной линии (Отто Цитко), игрой на механизме восприятия событий (5,4 часа в пустой (за исключением нескольких минут) мастерской Брюса Наумана) и научпопом про исследования функций мозга или отчетом с научно-технических выставок, первые сильно вторым проигрывают по воздействию на воображение.

Вероятно, тут дело в восприятии. Да, наш мозг достраивает связи там, где их нет. Захватывающе. Отлично, и что из этого следует? Как мы будем жить с этим знанием дальше? Текст с неким развитием мысли меня бы заинтересовал куда больше замысловатой постановки вопроса. Интересно, в общем, но недостаточно.

По контрасту вспомнила выставку живописи испанского барокко в том же Эрмитаже. Оно просто взорвало мне голову, чтобы туда поместиться. Для того, чтобы жить в мире, где есть "Нисхождение священного огня" (кажется, Сурбарана?), нужно что-то в себе пересобрать.

довольно подробный репортаж с выставки и много картинок
немного фото в процессе и после реконструкции Главного штаба


(работы Доминики Гонсалес-Фёрстер, фото с сайта биенале)

Comments

( 5 комментариев — Комментировать )
kii_chan
20 сент, 2014 21:05 (UTC)
из всей Манифесты прониклась только Casus Pacis в Музее уличного искусства. остальное для меня слишком... эммм... современное, и про дистанцию ты правильно написала. но вот Casus Pacis очень понравилась.
ulsa
21 сент, 2014 05:07 (UTC)
у меня сложилось впечатление, что как раз какое-то удивительно не современное или "неактуальное" для современного... довольно консервативное по форме (да-да, не смотря на развалины в ползала и туннель с котиками).
ulsa
21 сент, 2014 05:07 (UTC)
Casus Pacis надо будет посмотреть, не видела.
kii_chan
21 сент, 2014 18:36 (UTC)
кажется, неделю назад было закрытие.
kii_chan
21 сент, 2014 18:37 (UTC)
может, побоялись, что в Штаб пустят только "консервативное по форме"? или просто окружение влияет.
( 5 комментариев — Комментировать )

Темы

О чем это мы тут?

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow